[:ru]
Эксперт считает, что новая Концепция миграционной политики больше нацелена на привлечение человеческих ресурсов извне, а не на сохранении собственных.
С неофициальной задачей сделать казахов преобладающим этносом в республике справились. Но в сфере миграционных процессов появился еще целый ряд проблем. Например, «демографический баланс», то есть перенаселенный юг и пустующий север. Или нехватка рабочих мест в городах, куда тем не менее продолжает стекаться сельское население. Об этом пишет политолог Антон Морозов, чья работа опубликована на портале Евразия.Эксперт.
Волны великого переселения
Политолог обращает внимание, что последний документ, регулирующий казахстанскую миграционную политику, был подписан еще в 2000 году. С тех пор многое изменилось, и теперь требуются новые подходы. Косвенно об этом свидетельствует и то, что в последнее время тема миграции в Казахстане привлекает все больше внимания общественности. Участились различные конференции и круглые столы, растет число публикаций в СМИ и так далее.
Не так давно минтруда и соцзащиты населения РК представило проект Концепции миграционной политики на 2017-2021 гг. Этот документ и стал объектом внимания эксперта.
— Потребность в подобном проекте сомнений не вызывает, однако подходы к миграционной политике, обозначенные в документе, порождают ряд вопросов. Проект планируется начать реализовывать уже в этом году, однако он явно требует серьезной доработки, — заявил Морозов.
Эмиграция растет из-за бедности и бытового национализма — Султанов
Политолог приводит статистику. Миграционную ситуацию в Казахстане он называет «волнообразной». С 1991 по 2003 годы страну покинуло более 2,7 млн человек. Ситуация изменилась в 2004 г., когда поток иммигрантов превысил число выезжающих. До 2011 г. сальдо миграции было положительным – ежегодно в страну въезжали в среднем более 110 тыс. человек. Начиная с 2012 г. вновь начался спад, особенно усилившийся в 2015-2016 гг. В 2015 г. страну покинуло 30 тыс. человек, в 2016 – почти 33 тыс., а за 6 месяцев текущего года 15 тыс. человек, из них 10,8 тыс. – русские. Больше всего казахстанцев приняла Россия, затем идут Германия, Беларусь, Узбекистан и США.
Специалисты отмечают, что текущий год показал самые высокие темпы отъезда русских за последние 5 лет
Приграничные настроения
Наиболее «продуктивными» регионами-донорами стали приграничные области: Кустанайская, Северо-Казахстанская, Павлодарская, Восточно-Казахстанская. Кроме того, Карагандинская область и Алматы. К категории регионов со средним уровнем эмиграционных настроений относятся Актюбинская, Алматинская, Мангистауская и Южно-Казахстанская области и г. Астана. Незначительное количество эмигрантов пришлось на Акмолинскую, Атыраускую, Западно-Казахстанскую и Кызылординскую области. Показательно, что среди самых активных регионов доноров преобладают области со значительным количеством русского населения.
60% русскоязычного населения Казахстана — потенциальные мигранты — политолог
Одновременно приезжали оралманы, за чей счет демографическая ситуация вроде бы выравнивалась. За 26 лет в страну въехало более 1 млн человек – 10 % всех казахов республики. В текущем году Казахстан принял 5,2 тыс. казахов.
Специалисты отмечают, что по сравнению с аналогичным периодом 2012 года число оралманов сократилось вдвое
Тем не менее, утверждает Морозов, «задача, которая официально никогда не озвучивалась – изменить демографический баланс в сторону автохтонного населения, сделать казахов численно преобладающим этносом, была решена».
— В концепции об этом говорится следующим образом: «Республика Казахстан придерживается стратегии временной миграции по вовлечению иностранных работников, а также долгосрочной постоянной миграции по отношению к этническим репатриантам, прибывающих в Республику Казахстан», — пишет Морозов.
От перестановки мест слагаемых сумма изменилась
Вместе с внешней миграцией выросла и внутренняя мобильность казахстанцев. С 2012 г. число переездов из одного региона в другой и из села в город внутри одной области выросло в 2 раза.
Наиболее привлекательными для проживания местами являются Астана и Алматы, а также Алматинская, Карагандинская и Мангистауская области. Между тем
желающих переселяться в «похудевшие» в результате внешней миграции населения Костанайскую, Павлодарскую и Северо-Казахстанскую области и в Восточный Казахстан нет
Не особо помогают и стимулирующие факторы – выплаты подъемных, дешевая земля и жилье, содействие в трудоустройстве.
Почему казахстанцам не стоит уезжать из Казахстана — политолог
Массовый переезд из сельской местности в города также оказывает серьезное влияние на демографическую и социальную картину. Села пустеют, вокруг городов растут новые поселки, жители которых зачастую не обеспечены элементарной инфраструктурой – водопроводом, канализацией, газом, электричеством, транспортной сетью и пр. Кроме того,
число приезжих увеличивается настолько, что городская экономика, в основном сервисная, не может предоставить такого количества рабочих мест
— В результате мы имеем рост «серой экономики», появление неблагополучных районов, непомерную нагрузку на городскую энергетику и другие инженерные городские коммуникации, обострение конкуренции на рынке труда, — утверждает Морозов. — В конечном счете, власти сталкиваются с озлобленностью жителей подобных «фавелл» и ростом социальной напряженности, которая может «зашкалить в красный сектор», как это было в ситуации с алматинским микрорайоном Шанырак в 2006 году.
Когда приезжают мигранты, падает уровень жизни у всех — исследование
Количество есть — качество неинтересно
Кроме всего прочего, начал проявляться так называемый «демографический дисбаланс – перенаселенный юг при «пустующих» северных регионах».
Морозов приводит прогнозные оценки, по которым к 2050 г. плотность населения на юге страны будет в 4 раза выше, чем на севере.
— Решить вышеуказанные проблемы предполагается путем создания «гибридной системы управления миграцией». Концепция не раскрывает содержание этого понятия. Однако даже поверхностное ознакомление с документом позволяет предположить, что желание создать «гибридную систему» сыграло с разработчиками злую штуку, поскольку
концепция предполагает довольно противоречивые, на наш взгляд, подходы к миграционной политике,
— утверждает политолог.
Во-первых, разработчики считают, что оптимальная стратегия управления миграционными процессами должна включать в себя три направления:
- краткосрочное привлечение иностранных работников в отдельные сектора экономики или на реализацию приоритетных проектов, для «быстрого экономического эффекта в базовых отраслях»,
- создание благоприятных условий для квалифицированных иностранных специалистов, которые будут участвовать в долгосрочных проектах. По мнению разработчиков, «ее реализация предполагает долгосрочный эффект от внедрения инноваций, повышения предприимчивости и развития человеческого капитала и станет одним из факторов повышения конкурентоспособности экономики на мировой арене»,
- повышение квалификации местных кадров.
Все вышеперечисленное, бесспорно, верные решения, но они охватывают лишь процесс иммиграции, при этом
никаких системных мер по противодействию массовой эмиграции не предусматривается, —
отмечает Морозов. — Другими словами, отток «рук и мозгов», необходимых для выполнения задач, обозначенных в рамках послания президента Нурсултана Назарбаева «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» предполагается компенсировать за счет трудовых мигрантов извне, а не внутренних трудовых ресурсов.
«Оттока мозгов» не будет: они уже уехали — экономист
Качественный состав трудовых мигрантов политолог не затрагивает, однако на эту тему СМИ писали неоднократно, в том числе и наш портал.
Все жители равны, но некоторые равнее?
Во-вторых, меняются подходы к этнической реэмиграции. Депопуляцию северных регионов предполагается остановить за счет переселения туда оралманов. Главное изменение заключается в том, что государственная поддержка – единовременные пособия, возмещение транспортных расходов, средства для приобретения жилья теперь будут оказываться лишь тем оралманам, которые прибывают в регионы, определенные правительством.
Почему оралманам назначают минимальные пенсии?
Сюда же, пишет Морозов, стоит отнести еще один спорный момент. В концепции написано: «Этнические казахи будут иметь приоритетное право на трудоустройство в регионах расселения», однако
не конкретизировано, перед кем они будут иметь приоритет — перед иностранными работниками или перед другими жителями этих территорий
Начать реализацию концепции предполагается уже в текущем году. Для этого будет разработан соответствующий план мероприятий. Но представленный общественности вариант, как заключает политолог, объективно «сырой» и требует серьезной доработки.
— Если он ляжет в основу окончательного документа и соответствующего плана реализации, то достижение главной цели – создание более-менее внятной и управляемой миграционной политики – останется под большим вопросом, — резюмировал Морозов.
За срыв госпрограмм полетят головы — эксперты
Правда, тут разработчики концепции подстраховались, указав, что «внедрение новых подходов не может быть одномоментным, поэтому преобразования будут идти поэтапно в соответствии с избранными приоритетами».
365 инфо
[:]