[:ru]
Объемы денежных средств, которые были выделены за последние десять лет в мире на безопасность, увеличились на 45 процентов. По своему оборонному бюджету по-прежнему лидирует Америка. А оборонные расходы Российской федерации в этой области в 2 раза превышают затраты Ирана, Турции и Индии.
Но в закупке новых видов вооружения и техники объем затраченных средств меньше в 2 раза, что указывает на ее неверный финансовый менеджмент (сейчас на долю РФ приходится всего 1 процент мирового производства различной продукции, в то время как более 30 процентов мировых ресурсов сконцентрировано на ее территории).
По оценкам экспертов, 30-60 процентов государственного военного бюджета России расхищается. Также привлекает интерес и результат сопоставления военных концепций и доктрин России и США. Например: в соответствии с новой наступательной концепцией США предусматривается нанесение 80 000 ударов крылатыми ракетами по военным и административным центрам противника (с плотностью 1000 ракет в день). Кроме того, отдан приоритет ведению боевых действий в условиях локальных конфликтов. Новой ядерной доктриной США предусматривается сокращение количества боеголовок до 1550 единиц, а также перенацеливание ракет от крупных населенных пунктов вероятного противника (России) на стратегически важные в экономическом плане объекты – «Роснефть», «Газпром», «Русала», «Норникель», «Евраз», «Сургутнефтьгаз», «Северсталь», итальянскую Enel и немецкую компанию T.ON.
Касательно России также следует учитывать и натовский фактор. Время, которое необходимо стратегической авиации альянса, чтобы покрыть расстояние от границы Эстонии до центра Санкт-Петербурга, составляет всего 4 минуты, а до Москвы потребуется около 18 минут. Силами НАТО могут быть использованы 245 бригад и 24 дивизии (25 000 бронетехники, несколько тысяч самолетов, 13 000 танков). Следует учесть, что дивизия альянса по боеспособности превышает в 3 раза дивизии российской армии, которые в большинстве своем укомплектованы техникой и вооружением 80-х годов.
Согласно имеющимся данным, генштабом ВС РФ не разработаны планы перехода вооруженных сил и страны на военное положение с мирного времени. Главное оперативное управление Генерального штаба сокращено на 51 процент (из 584 сотрудников управления осталось 297). Похожий показатель сокращения просматривается и в других главных управлениях Генерального штаба. Исходя из сложившейся ситуации, в ближайшие 10 лет невозможно будет подготовить соответствующего офицера. Подготовка такого специалиста возможна только по прошествии 15-летнего периода.
В 2009 году расходы МО России составили более 1 трлн российских рублей. Это примерно 7-я часть федерального бюджета государства. По оценкам счетной палаты, 20 процентов указанной суммы составляют нецелевые расходы. Так, в частности, не достигнуты основные задачи – пресечение агрессий регионального и локального масштаба, сдерживание военно-политических опасностей, эффективной борьбы с терроризмом и др. В соответствии с приказом министра обороны РФ, который был издан еще в 2009 году, к 2016 году численность ВС России составит 1 884 829 человек, из которых 1 миллион военнослужащих (будет сокращено примерно 200 000 военнослужащих). Но, по принятому после решению, процесс сокращения армии должен быть закончен к 2012 году.
Можно считать, что главный признак реформы — это переход от 4-ступенчатой (военный округ — армия — дивизия — полк) системы управления войсками к 3-ступенчатой (военный округ — армия — бригада). Благодаря данному переходу будет сокращен офицерский штат от 355 тысяч до 150 тысяч человек. Необходимо заметить и то, что эти штаты на сегодня укомплектованы лишь на 30 процентов. В недалеком прошлом было 1107 генералов, а после реформы их количество сократится до 866 человек. Полковников планируется сократить с 25 665 до 9 114 человек. Также, в рамках реформирования вооруженных сил, намечено создание 12-ти мотострелковых бригад, семи армейских бригад ПВО и 12-ти бригад связи. Из существующих ныне 1 890 воинских частей останутся всего 172 части и соединения.
Состояние ВС России
— Стратегические ядерные силы
По сегодняшнему состоянию, в государственных военных заказах доля стратегических ядерных сил составляет 25 процентов. По состоянию на 2009 год у Российской Федерации имелось почти 4 тысячи боеголовок, доставляемых 814 стратегическими носителями. На тот же период у США имелось свыше 5,5 тысячи боеголовок, которые доставляются 1 198 носителем. На вооружении ВВС России находится 13 стратегических бомбардировщиков ТУ-160 и 63 единицы бомбардировщика ТУ-95МС.
Одновременно с повышением меткости межконтинентальных баллистических ракет США и ростом возможностей уничтожения пусковых шахтных установок РФ был разработан мобильный стратегический комплекс «Тополь». Но необходимо учесть, что в обстановке, когда Америка располагает спутниками радиолокационной, оптической и инфракрасной разведки, неуязвимость «Тополя» стремится к нулю. Места базирования комплекса известны американцам с высокой точностью, а его перемещение будет целиком контролироваться с момента выезда машин из ангара. Это сильно повышает вероятность уничтожения «Тополя». В этом ракурсе надежной усматривается усиленная охрана защищенности конструкций пусковых шахтных установок, их подземного месторасположения, хотя уже большая часть этих шахтных установок практически уничтожена.
Рассматривая вопрос запусков баллистических ракет с подводных лодок, то 7 из 12 проведенных испытаний окончились провалом. Кроме того, в 2010 году РВСН осуществили всего 3 из 14-ти запланированных ракетных пуска. В декабре 2009 года планировалась закладка нового подводного крейсера стратегического назначения «Святитель Николай», но она также была перенесена. Данный крейсер должен был стать носителем новой баллистической ракеты «Булава».
Также имеются проблемы и в сфере производства баллистических ракет и носителей для них. Так, за 2000-2007 года было создано всего 27 ракет (а это в три раза меньше показателей 90-х годов) и 1 стратегический бомбардировщик ТУ-160, что в семь раза меньше, чем производилось в 90-е годы прошлого века.
— Военно-воздушные силы
В ВВС России резко сократилось число самолетов-истребителей. Кроме того, большая часть самолетов устарела, и истек их ресурс. Число истребителей всех типов составляет примерно 650 самолетов. Из них 55 процентов имеют возраст свыше 15 лет, а возраст 40 процентов самолетов составляет от пяти до десяти лет. Выпуск новых истребителей фактически приостановлен. Российский авиапарк был пополнен за счет возвращенных Алжиром забракованных и низкокачественных самолетов МиГ-29 СMT.
По информации оборонного ведомства России, в настоящее время в воздух не могут подняться около 200 единиц МиГ-29, а это практически составляет треть всего авиационного парка истребителей. Согласно нынешним оценкам, современный бой смогут вести только истребители типа МиГ-31. Также затягивается во времени процесс так называемой «глубокой» модернизации имеющейся авиатехники. Реально в течение одного года получается модернизировать один стратегический бомбардировщик типа Ту-160 и 15-17 самолетов типа Су-27.
Продолжительность налетанных часов российских пилотов тоже желает лучшего. В настоящее время она составляет в среднем 10-30 часов в год, в то время как международные требования безопасности полетов предусматривают ее длительность не менее 60-ти часов в год. Также, по признанию представителей оборонного ведомства России, во время августовского конфликта 2008 года с Грузией явно проявилась устарелость средств радиоэлектронного боя и оснащения.
С 1994 года не получается оснастить новой техникой силы ПВО страны. На протяжении последних 16-ти лет российские военные не получили ни одного зенитно-ракетного комплекса типа С-300, а имеющиеся на вооружении системы произведены в 70-80-е годы прошлого века и к 2015 году полностью исчерпают свои возможности. Но комплексы ПВО не смогут вести полноценный бой с воздушными целями противника, даже если их модернизация пройдет в ближайшие годы.
Так, современный и новый С-300 «Фаворит» производился исключительно на экспорт. Имеющиеся 2 дивизиона зенитно-ракетных комплексов типа С-400 не хватит даже для того, чтобы полностью перекрыть воздушное пространство даже любой маленькой страны.
— Военно-морские силы
ВМФ России также пребывает в крайне жалком состоянии. Только примерно 60 субмарин и кораблей 1-го и 2-го ранга сохранится в его составе к 2015 году. Все эти корабли — устаревшие образцы.
Сотрудничество в военно-технической сфере
Следует заметить, что военно-техническое сотрудничество является самым выгодным направлением для Российской Федерации. Страна занимает второе место в мире среди экспортеров военной техники и вооружения. Несмотря на этот показатель, в 2010 году в плане экспорта у РФ были значительные спады, среди которых:
— был провален заказ на поставку самолета- заправщика ИЛ-78 и 38 транспортных самолетов ИЛ-76 в Китай;
— Алжир возвратил России 10 бомбардировщиков МиГ-29, которые были забракованы из-за их низкого качества;
— провален тендер на поставку 4 дизельных подлодок и 35 бомбардировщиков Су-35 в Бразилию. Данная страна предпочла оформить договор с Францией. Если бы Россия победила в тендере, то она получила бы свыше 4 млрд. долларов и 50 региональных самолетов «Embraer»;
— сорван один из крупных оружейных тендеров стоимостью 10 млрд. долл., который проводила Индия. Это государство отказалось от боевого модернизированного истребителя МиГ29 — МиГ35. Минобороны Индии официально уведомило Российскую самолетостроительную корпорацию «МиГ» (РСК) и «Рособоронэкспорт» о промежуточных итогах индийского тендера, который был объявлен еще в 2007 году. Документ содержит 14 пунктов подробного анализа недочетов предложения российской стороны — один из которых касается двигателей.
Заметим, что указанный тендер предусматривал поставку ВВС Индии 126 истребителей и оценивался в сумму, превышающую 10 млрд.долл. Этот провал России в индийском тендере, по мнению аналитиков, фактически означает, что данные истребители не будут поставляться в ее собственные военно-воздушные силы, а также сильно уменьшает шансы РФ продать их еще кому-либо в мире. Эксперты также отмечают, что провал в тендере фактически ставит вопрос «жизни и смерти» как самого истребителя МиГ-35, так в целом и корпорации, его производящей.
Проблемы ОПК
Сокращение объема продаж военной техники и вооружений разрушающе повлияло на состояние всего ВПК России. Здесь необходимо заметить, что рыночные взаимоотношения идут в серьезное противостояние с основными позициями его функционирования. Это подтверждается остановкой и сокращением целого ряда предприятий комплекса.
Одновременно с этим присовокупляются потери существующих передовых технологий и утрата опытных кадров. Кроме того, из-за устаревших технологий не получается разрабатывать перспективные темы для вооружений, пускать их в серию и поставлять вооруженным силам страны. Вот по этим причинам в настоящее время приоритет отдан покупке техники и вооружения иностранного производства, что, согласно с расчетами самого оборонного ведомства России, ощутимо сократит отставание от западных стран.
И в заключение. Все вышесказанные факты сводятся к тому, что распространенная информация об осуществленной за последние годы милитаризации, восстановлении военного потенциала и могущества России не соответствует имеющимся реалиям.
Фактически же произошла совершенная деградация армии России.
На таком фоне нельзя обделить вниманием сам личный состав российской армии. Так, за последний период в рядах вооруженных сил чувствительно увеличилось количество преступлений; стали более частыми конфликты на межнациональной основе; все более массовый характер принимает «дедовщина»; постепенно увеличивается число осужденных за преступления и из числа офицеров. Данным проблемам было приурочено совместное расширенное заседание коллегий главной военной прокуратуры и министерства обороны России, которое состоялось около месяца тому назад в столице.
На заседании сотрудники прокуратуры отдельно отмечали, что лишь только с начала этого года в армии зарегистрировано свыше 500 преступлений, связанных с насилием, в ходе которых более 20-ти военнослужащих получили тяжкие травмы, несколько человек погибло. Касательно самих офицеров, то по информации главного военного прокурора С.Фридинского, «только за последние 5 лет число осужденных российских адмиралов и генералов увеличилось в 7 раз». Также за последний период остро расширяется и растет количество случаев «дедовщины», а в военных частях «националистические группы» внедряют свои преступные правила.
И напоследок, как отметил С.Фридинский, в российской армии возросло количество преступлений, связанных с проявлением коррупции. Главный военный прокурор России вынужден был признать, что, если 5 лет тому назад в преступлениях, связанных с коррупционными деяниями, был замечен лишь каждый пятый из числа старших офицеров, то сегодня уже каждый третий офицер совершает подобные правонарушения.
P.S. Стокгольмским международным институтом исследования проблем мира (SIPRI) на днях были опубликованы новые данные по оборонным расходам в мире за прошлый год, в соответствии с которыми они достигли уровня 1,6 трлн. долларов. Это на 1,3 процента больше, чем было потрачено в 2009 году.
Регионом, который наиболее всего увеличил военные расходы в 2010 году, по мнению аналитиков стокгольмского института, является Южная Америка (рост в 5,8%). Эксперты института считают, что этот длящийся рост оборонных затрат на южноамериканском континенте удивителен, если учитывать, что там отсутствуют реальные военные угрозы для большинства стран и присутствуют более неотложные социальные проблемы. Касательно данных по прочим регионам, то экспертами SIPRI отмечено падение на 2,8 процента военных расходов в Европе.
По их данным, небольшой рост наблюдался в Азии и Океании (1,4 процента), на Ближнем Востоке (2,5 процента). По заявлению стокгольмских экспертов, несмотря на падение глобальных оборонных расходов, лидирующее место в этом процессе продолжает оставаться за Америкой, в которой рост военных расходов в 2010 году составил 2,8 процента.
Экспертами института также был опубликован список, включавший в себя десятку стран-лидеров по объемам оборонных расходов. Его, как и в 2009 году, возглавляет США. Вторым, по мнению экспертов, идет Китай, третью и четвертую позицию разделили Великобритания и Франция.
Замыкает вышеуказанную пятерку Россия, доля которой в оборонных расходах за 2010 год составляет, по мнению экспертов, 3,6 процента. Следом в списке идут Япония, Саудовская Аравия, Германия, Индия и Италия.
Заметим, что основан Стокгольмский международный институт исследования проблем мира (SIPRI) был в 1966 году и это учреждение — независимый аналитический центр, который занимается исследованиями военных конфликтов, вооружений, контролем над разоружением и вооружением.
Военное обозрение
[:]