Эта инициатива должна исходить от казахских историков, в полной мере осознающей ужас и трагедию прошедшей эпохи, полагает Altyn-Orda.kz.
В постсоветском пространстве каждый народ сегодня рассказывает свою отдельную, вырванную из общего контекста трагедию. Украинцы вспоминают Голодомор, казахи — Ашаршылык, чеченцы — депортации, латыши — гулаговские эшелоны. Каждая национальная память похожа на изолированную рану, которую облизывают в одиночестве. Но это не раны отдельных тел. Это одно огромное, истерзанное тело — общее советское прошлое, к которому мы так и не написали общий диагноз.
И вот в этой разрозненности зреет новая угроза — вторичное пришествие «русского мира». Он снова стучит в двери соседей с тем же оружием: ложью, мифами о «великом освободителе» и избирательной амнезией. Пока мы спорим, кто больше пострадал, Кремль собирает черепки имперского нарратива и склеивает из них новую кувалду.
Зачем нам общий учебник?
Мы, народы бывшего СССР, не нуждаемся в единой идеологии. Но мы отчаянно нуждаемся в едином понимании прошлого. Не с точки зрения победителя, не через парадные реляции Михалкова и фальсификаторов, а на основе архивов, документов, свидетельств жертв.
Сегодня казахский школьник не знает, что Голодомор был и у соседей. Украинский студент едва ли слышал о массовой казни казахских интеллектуалов. Русский либерал говорит о репрессиях в Москве — и забывает, что целые народы в Средней Азии и на Кавказе были вычеркнуты из жизни. История в нацреспубликах стала оружием обороны, а не мостом понимания.
Общая боль — как фундамент солидарности
Общий учебник истории нужен не как компромисс, а как акт честности. Он должен рассказывать правду — и только правду — о лагерях, депортациях, голоде, геноцидах, военной мясорубке и колониальной политике. И тогда каждый ребенок в Алматы, Киеве, Вильнюсе, Кишинёве и Баку узнает, что советская катастрофа — это наша общая катастрофа, и что империя — это общее горе, а не чья-то ностальгия.
Без этого у нас нет иммунитета от новой заразы. Без этого русский империализм будет возвращаться снова и снова, под новыми лозунгами, с новыми флагами, но с теми же черными мешками и пыточными подвалами.
Кто должен это сделать?
Не чиновники. Не государства, погрязшие в ревизионизме. Это задача историков, журналистов, документалистов, режиссёров, педагогов и просто честных людей, готовых к диалогу и синтезу.
Пора выйти из своих «этнокотлов» и осознать: без общего исторического сознания у нас не будет общего будущего. Это не только про память — это про безопасность. Это про то, чтобы никогда больше не повторился 1937-й, 1941-й, 1986-й, 1991-й… и, наконец, 2022-й годы.