АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Рустем Абдрашев: То, что мы сейчас имеем, это не просто подарок судьбы, это награда

1 декабря  казахстанцы впервые в истории своей независимости будут праздновать   новый государственный праздник — День Первого Президента. И хотя Нурсултан Абишевич отметил, что «День Первого Президента не имеет личностного обозначения, он обозначает важнейший этап государственной идентичности казахского народа», тем не  менее, мы попросили ответить на наши вопросы  режиссера кино и телевидения, художника, юриста Рустема Абдрашева. Выбор на него пал не случайно, он является режиссером-постановщиком киноэпопеи  «Путь Лидера», первая часть которой — уникальный художественный фильм «Небо моего детства» о детстве и юности первого Президента Казахстана — вышла в прошлом году. Как сообщил Рустем, буквально на днях завершены съемки еще двух картин — «Огненная река» и «Железная гора».

— Рустем, какое значение имеет для вас этот праздник и что лично для Вас значит Первый Президент Казахстана?

— Для меня, как для гражданина этой страны,  как для казаха по национальности, который родился еще в советском Казахстане, как для всего нашего народа в целом, этот праздник станет одним из самых основных. Почему? Потому что наш  Президент — это в первую очередь  символ нашего независимого государства.  20 лет назад  исторически воплотилась, материализовалась мечта не одного поколения казахов, которые жили и при Российской империи, и при советском режиме, и всегда  мечтали о независимости и обретении свободы и государства.

Государственные  границы сегодняшнего современного Казахстана  в полной мере и в полном объеме были отработаны нашими предками, их кровью, их силой, их честью, их достоинством, их умением… Наша республика имеет сейчас огромную территорию и ее нам оставили наши предки, которые мечтали, чтобы мы, потомки, ею владели и распоряжались, и жили счастливо. И  20 лет тому назад эта мечта сбылась благодаря нашему Президенту и сейчас наша страна стала сильной, процветающей, узнаваемой во всем мире, с нами считаются, к нам прислушиваются.

А между тем,  на заре обретения нашей независимости некоторые  иностранные эксперты говорили, что Казахстан, наверное, просуществует от силы  лет десять,   потом он потеряет свою независимость, не сможет ее отстоять, потому что это не так просто — строить независимое суверенное государство. Но их неверие превратилось в пыль, наше государство с каждым годом становится сильнее, краше, перемены в лучшую сторону происходят прямо на наших глазах.

— А было же время,  когда Казахстан за рубежом мало знали…

— Вот именно. Помню, когда я впервые стал выезжать за границу,  практически никто не знал, что это за страна, где она находится, что это за народ, а сейчас почти все знают. И мне очень приятно, что когда приезжаешь в какую-нибудь страну,  и в ближнем, и в дальнем зарубежье слово «Казахстан»   сразу же ассоциируется с именем нашего Президента Нурсултана Абишевича,  Казахстан и имя нашего Президента всегда стоят рядом. Это та оценка, которую дают не только казахстанцы, но люди по всему миру нашему государству и нашему Президенту, и это не случайно.

Нурсултан Абишевич полностью посвятил себя своему народу и строительству нового независимого демократического государства,  и вложил в это всю свою силу, энергию, знания. Может, это звучит пафосно, но вы  попробуйте забить хотя бы один гвоздь и построить  дом,  создать  дружную, сплоченную семью и собрать ее под одной крышей. Это очень даже не просто, а тут  целое государство, да еще многонациональное, интернациональное. Если не ошибаюсь, у нас проживает более 130 наций и народностей. Безусловно, Президент внес огромнейший вклад в создание нашего государства и это правильно, справедливо, что сделали такой праздник — день Первого Президента Казахстана. Например,  в городе Тель-Авив   аэропорт назван в честь   отца-основателя государства Израиль Давида Бен-Гуриона. В Турции Мустафа Кемаль остался в памяти потомков как Ататюрк — отец турок. Первый Президент Казахстана Нурсултан Абишевич тоже является такой же фигурой — фигурой огромного исторического масштаба.  Возможно, сейчас некоторые не совсем осознают это, но время все покажет, расставит  по своим местам. Как говорится, находясь рядом с горой, трудно определить высоту ее вершины, для этого надо отойти в сторону и посмотреть издалека.

Вот сейчас я перечитываю книгу английского писателя Джонатана Айткена о нашем Президенте и вообще, в связи со съемками киноэпопеи «Путь Лидера» последние полтора-два года  очень плотно работаю над изучением  автобиографического материала  Нурсултана Абишевича, вникаю во все, вплоть до мелочей — где он родился, как учился, как работал и так далее.    Ездил по всем местам, где он был, начиная с Уш-Конура и до Москвы, был в Темиртау, даже жил там несколько месяцев, в Днепродзержинске, в Хельсинки…  И ты понимаешь, что сила личности и сила характера этого Человека,  который родился в обычной казахской семье, сформировались благодаря противостоянию его внутреннего духа, внутреннему миру. В  молодости он был даже  оппозиционен в отношении той эпохи и той системы, при которой жил, работал, учился, хотя,  с одной стороны, он сам был продуктом этой эпохи, был пионером,  комсомольцем,   коммунистом. Но вот внутреннее мироощущение, осознание, понимание того, что когда-нибудь  все изменится, справедливость восторжествует, росли в сердце этого юноши, молодого человека, а потом реализовались и мы это видим, являемся свидетелями этого.

Также я сейчас перечитываю отцовские книги   (отец Жараскан-ага был известным поэтом  — Т. Н.). В одной из своих поэм «Я сын степей», из-за которой он, кстати, сильно пострадал, его уволили с работы, обвинив в том, что он националист, является  последователем Магжана Жумабаева, что  слишком горячо воспевает свою степь, возвышает ее и так далее. Так вот, отец  в этой поэме  пророчил нашу независимость, писал, что когда-нибудь в степи,  в самом центре Сарыарки появится новая цветущая столица, и она будет символом нашего независимого государства. В то время, наверное, это казалось утопической мечтой, но мы сегодня видим ее воплощение.

Конечно, не все так просто, не все так легко как кажется.  Все мы проходим через жернова времени, которое нас перемалывает и нельзя однозначно сказать,  что все идеально, хорошо.  Но, преодолевая трудности, наш народ закаляется, поддерживает  кармическую чистоту наших предков,  и то,  что мы сейчас имеем, это не просто подарок судьбы, это награда. И это надо понимать, ценить, лелеять, ибо в современном мире все очень хрупко, зыбко. И в данном  случае особенно важно, что мы имеем такого Президента, который является символом и мощным стержнем государства, опорой для своего народа, и  народ с пониманием относится к этому, консолидируется, объединяется вокруг национальной идеи строительства государства.

— Какие заслуги Первого Президента перед  страной особенно дороги для Вас?

— Таких заслуг немало. В первую очередь, это обретение независимости, утверждение государственности, создание государственных символов —  своего флага, герба, гимна, национальной  валюты. Это закрытие семипалатинского ядерного полигона, отказ от ядерных технологий. Это сотворение новой столицы, которая по праву стала    визитной карточкой нашей республики, которая с каждым  годом становится все краше и краше, олицетворяет собой успешность страны, вселяет уверенность в завтрашнем дне. Там все изменилось, и даже климат мягче стал, улегся сильный, жгучий, непокорный ветер, который раньше просто с ног сбивал. Сейчас, как я заметил, ветра стало намного меньше.   Как-то я сказал фразу, что Астана — это ветер, ветер перемен. Получилось, что  в прямом и в переносном смысле слова.

Но я хочу сказать, что, обретя независимость, мы должны как можно чаще оборачиваться назад, в прошлое, изучать его, говорить о нем, чтобы не совершить тех ошибок, которые были в нашей истории. Недавно я зашел в Академию наук и приятно был удивлен, что там много интересных стендов пооткрывалось, где говорится о нашей истории, в  том числе о белых пятнах, которые умалчивались.  Есть очень много интересных исторических фактов, в том числе касающиеся культурного наследия и мы всем этим должны не только гордиться, но и передавать новому поколению.    То есть  должны сделать культурологическое переосмысление прошлого и  как бы по-новому презентовать наше государство, наш народ, нашу культуру и двигаться вперед,  креативно расти, меняться, потому что 20 лет назад мы были  страной полурабов с постколониальным сознанием, а  сейчас у нас совершенно новое поколение, поколение свободно мыслящих, свободно думающих людей. И в этом, несомненно, огромная заслуга Президента.

Конечно, у нас еще куча проблем  и экономических, и  социальных, но все это решаемо до тех пор, пока будет независимость. Грош цена всему остальному, если мы ее потеряем.

— Вы являетесь режиссером-постановщиком уникального художественного фильма о детстве и юности первого Президента «Небо моего детства», вышедшего на экран в прошлом году (первая часть киноэпопеи «Путь Лидера»). Удалось ли вам в этой картине передать образ маленького Нурсултана?

— Ой, не знаю, я же не кинокритик,  и я не  могу про свою картину сказать. Это вы должны говорить, удалось или нет. По крайней мере, я очень старался воссоздать этот образ, потому что герой, то есть прототип не придуманный,  а реальный и все основано на  документальных фактах.  Причем это не просто герой, а    национальный герой, я так считаю. Если монголы гордятся Чингисханом, узбеки — Тамерланом, то казахи в своей новейшей истории гордятся Президентом, большой исторической личностью. Поэтому мне трудно сказать.  Судя по оценкам зрителей,  вроде удалось.

—  Вы знаете, какова  реакция зрителя?

— Она разная, кому-то нравится, кому-то не очень. А кто настроен оппозиционно, тому вообще ничего не нравится. Но большинству нравится.

— Как воспринял этот фильм сам Нурсултан Абишевич?        Ему понравилось?

— Президент при мне в Астане смотрел, реакция была очень хорошая, по-человечески добрая, теплая. Если бы ему не понравилось, то, наверное, не было бы и премьеры.

— Следил ли Нурсултан Абишевич за ходом съемки картины, вмешивался ли в этот процесс, советовал, подсказывал, высказывал свои пожелания, возражения или ему показали уже  конечный продукт?

— На стадии написания сценария мы, конечно, советовались, была переписка, ему показывали какие-то наброски, варианты.  В некоторые сцены, например, он сам собственными руками вносил правки, говорил, это было так, а не так, как вы представляете. Ну, это же автобиографический фильм, основанный на произведениях Президента о своем детстве и  юности. В некоторых местах  он вообще вставлял буквально одну-две строчки. Например, «В тот год, когда я родился, горела зимовка». Почему эта зимовка горела, как горела, мы же не знаем, поэтому предложили свои киношные варианты. Он все это почитал, потом написал, а на самом деле это было так-то и так-то. Вот, в таком рабочем порядке мы и работали.

—  Диктовала ли  Астана  свои условия? Цензура, к примеру, лезла?

—  Ярко выраженной цензуры не было, это же все-таки художественное произведение, но некоторые детали биографического характера  корректировались.

— Какие трудности были в процессе работы над фильмом, как шли съемки —  быстро, медленно, тяжело?

— Съемки шли быстро, но в кино всегда нелегко, тем более, когда  картина построена на исторических фактах, связана с прошлым. Нужно прилагать  огромные усилия, чтобы воссоздать ту эпоху, быт того времени, атмосферу,  как люди одевались, как вели себя, как пели, как разговаривали, как  двигались… Сейчас же люди другие. Поэтому каждый раз пытаешься прорваться сквозь время, время тоже имеет свойство сопротивляться.

Профессиональные трудности, конечно, были, погодные условия, еще что-то.  Если бы современная картина была, то было бы намного легче. Ты просто находишь готовую натуру, выходишь на нее, договариваешься, снимаешь. А здесь  каждый объект надо было доводить до ума или строить с нуля. Ту же зимовку. Ведь таких зимовок, которые были 50-60 лет тому назад, сейчас и близко нет.

— Думаю, у Вас получилось. Лично я с удовольствием посмотрела этот фильм. Были ли в нем какие-то сверхзадачи?

— Таких задач в принципе не было, но мне хотелось бы сказать о другом. В процессе работы  над этой картиной периодически шел какой-то прессинг со стороны оппозиционных СМИ, которые писали всякие небылицы, всякие гадости.

У меня насчет фильма «Небо моего детства» была и есть своя гражданская позиция. Я с совершенно чистой совестью, с большой  любовью взялся за этот материал, с пониманием того, что… Например,  образ охотника Асана Кайгы. Это  историческая личность, один из древнейших поэтов, кочевой философ, живший и творивший на рубеже XIV-XV веков. Он на своей белой быстроногой верблюдице Желмаи  искал для своего народа обетованную землю Жер Уюк, где всем было бы хорошо и уютно,  где были бы   изобилие и достаток, где нет «ни зимы, ни зноя, где птицы гнездятся на спинах овец», которая стала бы местом счастья и равноправия людей.  И вот этот мифический образ жил в памяти народа и не давал последующим поколениям терять мечту о светлом будущем. Думаю, сегодняшний независимый Казахстан — яркое свидетельство того, что обетованная земля все-таки найдена. Предвижу ухмылку со стороны некоторых. Таким могу сказать, а разве Казахстан не является островком стабильности, безопасности, благополучия,    оазисом  в Центральной Азии? А разве Казахстан не узнаваем во всем мире, не имеет авторитета на международной арене? Тому можно привести множество подтверждений, об этом можно говорить очень долго, но факт остается фактом.

— Рустем, а между первым вариантом сценария и окончательной режиссерской разработкой разница большая?

— Разница есть. Не скажу, что гигантская, но есть, потому что    процесс создания кино — это живой процесс. Допустим, ту реальную красоту, которую ты можешь видеть в Уш-Конуре, словами в сценарии не напишешь, тут свои условия диктует натура. Хотя временами были какие-то потрясающие совпадения.

В сценарии, к примеру, говорится,  что отец с матерью поднимаются на вершину, середина лета и вдруг над вершиной горы появляется радуга. И вот  этот эпизод в кадре снят натурально, радуга была настоящей. Это как чудо какое-то. Не компьютерной графикой рисовалась, а, как написано в сценарии, так и появилась прямо во время съемок. Или дождь с громом, раскаты которого разносились далеко в горах. Во время съемок это  получилось естественным путем, так, как  было в сценарии.

— Кстати, где вы нашли мальчика,   сыгравшего маленького Султана? Такая лапочка, просто чудо-ребенок.

— Этого юного актера зовут Елжас Альпиев, его нашли в Алматинской области в районе Бурундай, кажется. По всем садикам, школам искали. Он же был маленький, пятилетний мальчик и в первое время  толком разговаривать-то не умел, картавил, и с ним работали логопеды.  Он на самом деле чудный ребенок, прямо светится обаянием своим.

— То есть это не чей-то ребенок, внук, которого очень попросили снять в роли маленького Нурсултана?

— Ну, такие варианты тоже были, когда к нам приходили, приезжали родители из Шымкента, Тараза и просили, вот,  у меня самый талантливый внук или самый талантливый сын, вы должны его снять… Родителям же всегда кажется, что их ребенок самый лучший, самый гениальный.  Были, конечно, очень талантливые детишки, очень шустрые, но у них  энергетика была менее схожа. А у этого мальчика, скажу честно, в первую очередь было сильное внешнее   сходство, а потом  уже большое детское обаяние и свечение, которые шли от него. И мы его взяли. Президент же не сразу родился президентом, он в первую очередь родился нормальным ребенком, а потом стал личностью.  Поэтому мне казалось, что чем больше детскости и обаяния будет в ребенке, тем лучше. И вот это детское обаяние в Елжасике есть, он совершенно чистый ребенок, как родничок.

— Вы обещаете, что у  «Неба моего детства» будет продолжение — фильмы «Огненная река» и «Железная гора».  Когда они будут сняты и готовы к показу? Как идет подготовка к съемкам?

— Извините, но по условиям контракта  я пока не могу озвучивать эту информацию. Скажу лишь, что работа идет, делается.

— Тогда скажите хотя бы, кто  будет играть Президента.

— Нурлан Алимжанов. Он же играл юного Президента в фильме «Небо моего детства». Это главная роль, поэтому основная нагрузка легла на Нурлана. Он тоже очень обаятельный и довольно популярный среди молодежи. Ему 25 лет, он профессиональный актер, уже не одну картину отработал.

— Вопрос касается лично Вас. В связи с киноэпопеей о Нурсултане Назарбаеве, которую Вы снимаете, Вы  чувствуете какую-то особую свою значимость, вот,  я особый режиссер, именно мне дали   право работать с таким материалом, или это для Вас обычный рабочий процесс?

— Это,  конечно, обычный рабочий процесс, но меру ответственности я понимаю. То есть понимаю, какая высокая мера ответственности лежит на мне. Ведь тема неоднозначная, связанная с образом Лидера Нации, поэтому на всех этапах работы — до начала съемок, во время съемок и после  — всегда найдутся желающие покритиковать. У каждого может быть свое видение, а я как художник, как режиссер должен максимально точно  создать образ героя. Это не просто. Очень даже не просто.

— Вам часто приходится иметь по работе прямые, живые контакты с Президентом?

— У Президента есть более важные государственные дела,  поэтому мы стараемся не беспокоить его часто.  По мере необходимости согласовываем какие-то важные моменты, а так занимаемся своей работой. Хочу сказать, что Нурсултан Абишевич — настоящий Президент, он прекрасно владеет ситуацией во всех сферах, в том числе в киноотрасли разбирается хорошо. Удивляют в первую очередь разносторонность, осведомленность  этого Человека. Наверное,  поэтому и Президент.

— Я слышала, что в последние годы у нас хорошо финансируется  киноиндустрия. Связано ли это с «президентскими» фильмами?

— Я бы так не сказал, у нас есть проблемы,  напрямую  связанные с финансами и с экономикой. В этом году, к примеру,  бюджетное финансирование не такое хорошее, как в прошлые годы. Я понял так, что в связи с надвигающимся кризисом Минфин сократил затраты на производство фильмов, поэтому киноотрасль в Казахстане переживает те же трудности, которые переживают все остальные сферы жизнедеятельности. И если мы делаем картины про Президента, это еще не значит, что у нас все так легко и просто, что у нас деньги куры не клюют. Вот у меня съемочная группа уже второй месяц сидит без зарплаты, но мы все равно работаем, потому что  творческий съемочный процесс по разным причинам, в том числе по погодным, останавливать нельзя. Поэтому мы не можем сидеть и ждать,  когда Минфин развернется или откуда-то поступят деньги. Приходится мобилизовываться, решать  проблемы своими силами.

— Ваши пожелания казахстанцам?

— Пусть сбудутся все их светлые мечты и благие желания.  Чтобы не было конца света, и жизнь на земле продолжалась.

Торгын НУРСЕИТОВА

Источник: Информационная служба ZAKON.KZ