Художника Калиоллу Ахметжана возмущает, что некоторые историки считают главным оружием казахских ополченцев в Анракайской битве соил (корявую дубину). Более того, ученый намерен воссоздать доспехи казахских батыров в первозданном виде. Вооруженные клинком из булатной стали и фитильным ружьем, облаченные в роскошные шлемы, кольчуги и панцири, они больше напоминали конкистадоров.
Калиолла Ахметжан – известный столичный художник, который превратил свое хобби – увлечение древним казахским вооружением – во вторую профессию. Художник защитил по этой теме кандидатскую диссертацию и написал целый ряд книг. Недавно группа энтузиастов во главе с известным мастером каратэ Жасталапом Санауовым решила возродить искусство казахского сабельного боя, и в качестве эксперта они привлекли именно Калиоллу Ахметжана.
Нашумевший фильм «Жау ж?рек мы? бала» Калиолла Ахметжан полностью одобряет с точки зрения драматургии, работы режиссера и сюжета. Однако он считает не вполне достоверной авторскую задумку, исходя из которой джунгары – это закованные в латы темные рыцари, а казахские ополченцы – мирные пастушки.
– Фильм превосходный, безусловно, – говорит Калиолла Ахметжан. – Режиссер Ахан Сатаев в очередной раз доказал свое мастерство. Но сама подача была излишне наигранной. Дело в том, что казахские ополченцы не уступали джунгарам ни в оснащении доспехами, ни в обеспечении огнестрельным оружием. Анракайская битва, которая сыграла очень важную роль в истории казахов, была подлинным свидетельством этого факта.
Чтобы это понять, нужно знать, как формировалось народное ополчение. Каждый казахский род должен был выставить свой отряд. Вооружение, довольствие и лошадей ополчению обеспечивали в складчину богатые и знатные люди. Кроме того, у каждого хана были собственные склады с оружием. Во время формирования ополчения оружие раздавалось воинам, а когда война заканчивалась, его нужно было вернуть обратно на склады. Так что соил, который, как утверждают так называемые ученые, был главным оружием Анракайской битвы, был бы там неуместен. Иначе бы история Казахстана сложилась по-другому. Соил – это пастушья палка, которую использовали, чтобы отогнать волков или, например, чтобы поколотить друг друга во время междуаульных разборок. Но на серьезное сражение соил бы никто не взял. Действительно, оружие стоило очень дорого. Например, боевой лук равнялся по стоимости шести лошадям. Батыры – воинская знать – пользовались также бухарскими луками и исфаханскими клинками, которые славились на всем Востоке. Однако у казахов были собственные кузницы, где изготавливалось достойное вооружение. Для каждого владельца сабля ковалась индивидуально, исходя из размеров его руки. И оружие хранилось в семьях веками, как память. Например, боевой топор Богенбай батыра хранится в квартире у одного из его потомков, живущих в Алматы. И конечно, у казахов той поры было огнестрельное оружие. В конце концов степняки находились в центре торговых путей, а поэтому были в курсе всех достижений той цивилизации. Ко времени Анракайской битвы, к слову, тяжелые латы уже не использовались. Из-за применения огнестрельного оружия они были уже не актуальны.
Причем есть достоверные исторические сведения, что казахские воины использовали огнестрельное оружие массово задолго до Анракайской битвы. Примерно за сто лет до описываемых событий, в 1643 году, Жангир хан с отрядом в шестьсот человек, вооруженных фитильными ружьями, удачно противостоял 50-тысячному джунгарскому войску. Вскоре на подмогу подошел отряд правителя Самарканда Жалантос Бахадура, и джунгары были разгромлены. Словом, к моменту той самой судьбоносной битвы обе стороны были хорошо вооружены, в том числе и ружьями. – В ближайшее время выходит фильм российского режиссера Александра Прошкина «Орда» с бюджетом 12 миллионов долларов. Как вы считаете, рассказ о столице Золотой Орды Сарай-бату во времена хана Жанибека действительно заслуживает внимания? – На тот период, а это ХIV век, Золотая Орда переживала свой расцвет, и она была подлинным центром торговли и ремесла в Евразии. Насколько я знаю, в качестве прообраза языка Золотой Орды авторы фильма использовали карачаево-балкарский язык. Этот язык очень близок казахскому. Причем даже ближе, чем татарский. В те времена в Золотой Орде говорили на чагатаевском языке, это был язык письменности и культуры. Он был един для всех тюркских народов. – В последнее время появилось очень много разговоров о так называемой реставрации тенгрианства.
Что вы об этом думаете? – Кочевые племена на территории Казахстана приняли ислам давно, еще во времена Караханидов. Ко времени появления Казахского ханства ислам проник очень глубоко в сознание, общественное устройство родов, составивших казахский этнос. Большую роль в становлении ислама сыграл правитель Золотой Орды Узбек хан. Кроме того, ислам распространял предок многих казахских батыров Баба – Тукту – Шашты – Азиз. Сейчас мы ничего не знаем о тенгрианстве и прочем многобожии, которое было распространено повсеместно до появления монотеистических религий. Все эти разговоры о тенгрианстве и его культах – фантазии некоторых особо творческих личностей. Честно говоря, это детские взгляды.