Председатель Комитета автомобильных дорог Минтранскома Замир Сагинов объясняет эту меру как вынужденную, так как содержание автомагистрали забирает колоссальные средства из госказны.
Отсчитывая километраж
Сетование автовладельцев на введение платы Замира Сагинова несколько даже удивляет. Это привычные реалии для многих стран мира. Платные дороги появились еще в 50-х годах прошлого столетия. Соседний Китай – один из самых активных сторонников этой системы. Оплачивая проезд, автовладелец априори вносит свой вклад в содержание, строительство, проезд по туннелям, проезд под мостами и так далее.
За один километр проезда владельцу легковой машины в Казахстане придется выкладывать 1 тенге (для грузовых и автобусов – от 5 до 20 тенге в зависимости от грузоподъемности и количества мест в автобусе). Такой низкой стоимости нет ни в одной стране мира. Для сравнения: во Франции эта сумма эквивалентна 15 тенге, в Испании – 18 тенге, в Украине тоже ожидается это нововведение и поговаривают о 5,5 тенге за километр дороги.
Но для тех, кто проживает вдоль дороги (уже по направлению Астана – Боровое), километр будет обходиться вообще 50 тиын (50% скидка), а проезд же в своем районе бесплатен, объясняет З. Сагинов.
Появление платной дороги – это больше необходимость. Ведь поддержание магистрали на нужном уровне требует и хороших вложений. Не нужно забывать о территориальной и климатической особенностях Казахстана. Суровая зима приносит немало хлопот дорожникам. РГП «Казахавтодор», в чьи обязанности входит следить за удовлетворительным состоянием наших дорог, насчитывает порядка 3,5 тыс. сотрудников, да и единиц техники – 2 тыс. В целом если ранее на содержание трассы Астана – Боровое уходило 300 млн. тенге, то сейчас, после ее реконструкции, затраты оцениваются в 1 млрд. 300 млн. бюджетных тенге. Именно бюджетных, подчеркнул глава комитета, памятуя о противниках платы за магистраль, которые и так «обременены налогом на транспорт».
– Этот налог выплачивается не в республиканский бюджет, а в местный,– сказал наш собеседник. – Или, говорят некоторые, что есть еще и акцизы на бензин, лучше их повысить, а дороги оставить бесплатными. Я считаю, это неправильно. А что, спрашивается, делать, скажем, тем казахстанцам, которые живут в отдаленности от магистралей и не ездят по ним? Почему они должны платить за нее, покупая бензин?
Это цена за безопасность, уверяет Замир Сагинов.
– Если брать статистику, по сравнению с 2006 годом в 2012-м на направлении Астана – Боровое смертность уменьшилась более чем в 20 раз, число транспортных происшествий – в 4,5 раза. Это большой плюс, – сказал он.
Дорожный карт-счет
Но не станет ли небезопасной для нашей психики необходимость заплатить за проезд? Не будут ли возникать заторы в местах оплаты? Да и вообще, какова будет эта система? Эти вопросы мы также задали председателю Комитета автомобильных дорог. По словам Сагинова, на дороге будут только электронные кассиры-терминалы. Оплатить можно будет наличными, карточкой или дистанционно с помощью транспондера.
Пункты оплаты установлены на въездах в Астану и Щучинск, именно там автовладельцу нужно будет рассчитаться за путешествие.
Будем содержать, а не строить
Как выяснилось в разговоре, чем лучше дорога, чем выше ее категория и больше полос, тем дороже ее содержание. В мировой практике дороги первой технической категории сами зарабатывают на свое содержание, потому что это очень дорого. Знаменитая уже дорога Западная Европа – Западный Китай ежегодно будет требовать на содержание около 5 млрд. тенге.
– А если мы будем строить такие дороги за счет государства и содержать за счет бюджета страны, то это может привести к тому, что государство все деньги, которые направляются в дорожную отрасль, будет тратить только на содержание дорог, – сказал З. Сагинов. – А ведь в Казахстане есть и другие дороги, которые надо развивать. Это и Астана – Алматы, Алматы – Усть-Каменогорск, Астана – Павлодар. Есть еще и Актобе – Атырау – Астрахань или участок дороги между Бейнеу – Актау, который находится в неудовлетворительном состоянии, есть Жезказганский регион, Караганда, выход на Кызылорду.
А вы готовы заплатить 1 тенге за свою безопасность?
Айгуль СЕРИКОВА
Напомним, как сообщалось ранее, постановлением Правительства РК утверждены тарифы для проезда по платной дороге «Астана — Щучинск». Стоимость проезда для легкового двухосного автомобиля по маршруту из Астаны в Боровое составит 200 тенге.
Для удобства автовладельцев автомагистраль разделена на 5 зон, протяженность которых определена территориальными границами прилегающих районов. Сумма платы за проезд будет складываться из тарифов за проезд по каждой пересекаемой зоне.
Отметим, что для автовладельцев, проживающих в Шортандинском, Аккольском, Буландинском, Енбекшильдерском и Бурабайском районах Акмолинской области, предусмотрены льготные тарифы. Плата за передвижение внутри своего района с автовладельцев взиматься не будет.
Запустить систему платности в промышленную эксплуатацию планируется в третьей декаде мая.
Фото Astana LIFESTYLE