АЛТЫНОРДА
Мультимедиа

С.Расов: Новый Великий шелковый путь

Как пишет азербайджанское издание «Эхо», посол Казахстана в Азербайджане Серик Примбетов сообщил журналистам, что до конца этого года планируется подписать соглашение между Азербайджаном, Грузией, Турцией и Казахстаном о транспортировке казахстанских грузов по железнодорожному маршруту Баку-Тбилиси-Карс. По словам посла, сейчас идет подготовка документа, в котором уточняются объемы перевозки грузов.

Информация более чем интересная, если вспомнить, что на прошлой неделе состоялся визит президента Узбекистана Ислама Каримова в Баку, где как раз тема нового железнодорожного сообщения была в центре переговоров лидеров государств.

Если верить другой азербайджанской газете «Зеркало», президент Ильхам Алиев «выразил признательность президенту Узбекистана за поддержку в вопросе решения армяно-азербайджанского конфликта.

«На международной арене Азербайджан поддерживает и впредь будет поддерживать узбекский народ. Азербайджан и Узбекистан строят новый Шелковый путь. Этот путь объединит континенты, обеспечит большой транспортный потенциал и внесет вклад в укрепление доверия в регионе», – заявил Ильхам Алиев. В свою очередь его коллега Ислам Каримов в ответном слове «отметил важность обеспечения территориальной целостности Азербайджана».

«Достижение больших успехов живущим в условиях войны Азербайджаном — героизм народа», — цитирует главу Узбекистана Ислама Каримова газета «Зеркало».

Учитывая, что ранее все президенты стран СНГ были весьма аккуратны и нейтральны в своих оценках конфликта вокруг самопровозглашенного Нагорного Карабаха, то впору задаться вопросом, что же подвигло узбекского лидера Ислама Каримова встать на одну сторону в этом противостоянии?

Некоторые эксперты полагают, что дело в нефти, которая нужна Узбекистану. Аргумент слабый по причине того, что в Узбекистане вполне достаточно нефти и газа для удовлетворения собственных нужд. Другой вопрос, что активные осенние визиты к соседям по СНГ Ислама Каримова, вероятно, показывают его стремление найти союзников после того, как страна стала последовательно отказываться от участия в межгосударственных союзах и перешла на формат двусторонних отношений. К этому можно добавить не самые теплые отношения, которые сложились у Ислама Каримова с ближайшими соседями Кыргызстаном и Таджикистаном, а также явное охлаждение связей с Россией.

Отметим, что в начале октября президент И.Каримов посетил соседний Туркменистан, где говорил не только о водно-энергетических проблемах его страны, но и обсудил с Гурбангулы Бердымухамедовым маршруты поставок энергоресурсов двух стран на западные рынки. В частности, реализацию транспортного коридора Навои-Туркменбаши с присоединением к маршруту Баку-Тбилиси-Карс. В случае реализации проекта Узбекистан, как и Туркменистан, получают прямой путь в Европу.

«Туркменистан и Узбекистан заинтересованы в реализации транспортного проекта «Навои-Туркменбаши-Баку-Тбилиси-Карс. Использование этого коридора обеспечит широкий выход на международные рынки», — говорилось в совместном заявлении президентов Туркменистана и Узбекистана, подписанном в ходе визита Ислама Каримова в Ашхабад.

Поэтому совсем не для протокола прозвучали слова Ислама Каримова, обращенные к Ильхаму Алиеву о том, что «для нас очень важно, что между нами никогда не было противоречий и недопонимания. Надеюсь, что так будет и впредь».

Напомним, что очень скоро США и союзники по антитеррористической коалиции начнут активно выводить свои войска из Афганистана. При этом они вряд ли будут счастливы, если часть военных грузов последует транзитом через Россию. В этой связи, безусловно, возрастает интерес американцев к коридору Азия-Кавказ-Европа и прежде всего к новой железнодорожной ветке Баку-Тбилиси-Карс, которая дает возможность вывозить военную технику непосредственно к союзникам в Турцию, являющуюся членом НАТО. У Туркменистана и Узбекистана свои резоны — возможность существенно пополнить государственную казну за счет транзита грузов из Афганистана.

Предполагается, что по маршруту, который будет иметь прямой выход на европейскую железнодорожную сеть, будет транспортироваться до 30 млн. т грузов.

Сдача дороги в эксплуатацию планируется на 2014 г. Проект транспортного коридора БТК включает строительство железнодорожной ветки Карс-Ахалкалаки протяженностью 98 км. В рамках проекта в Грузии будет реконструирован 183-километровый участок железной дороги Ахалкалаки-Марабда-Тбилиси для повышения пропускной способности до 15 млн. т грузов в год. Также в Ахалкалаки планируется построить центр по переводу поездов с существующей в Грузии колеи на европейский стандарт. На строительство и реконструкцию грузинского участка железной дороги Азербайджан выделил Грузии льготный кредит на сумму $775 млн.

Готов поучаствовать в проекте и Афганистан, который также желает получить выход к Черному морю через Туркменистан, Азербайджан, Грузию и Турцию.

Заместитель министра иностранных дел Афганистана Джавед Лудин уже высказывался в прессе, что «мы поднимали этот вопрос перед Соединенными Штатами и получили в этом полную поддержку со стороны США и ведутся переговоры с Туркменистаном, Азербайджаном, Грузией и Турцией».

В завершение отметим, что подключение к проекту Казахстана значительно повысит его рентабельность, а после завершения строительства Баку-Тбилиси-Карс произойдет железнодорожное воссоединение двух континентов — Европы и Азии. Другими словами, возродится прежний Шелковый путь, по которому Казахстан вместе с Туркменистаном и Узбекистаном смогут поставлять свои товары и сырье на европейские рынки, минуя Россию.

Сергей Расов, аналитик, политический обозреватель по странам Центральной Азии и Казахстану, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».
23.10.2012

Источник — Новое Восточное Обозрение