Как известно, в контексте объявленного празднования 550-летия Казахского ханства запланированы съемки многосерийного фильма на эту тему. Понятно, что информация о начале работы над сериалом вызвала в нашем обществе самый живой интерес и одновременно неоднозначную реакцию.
С одной стороны, давно пришла пора восполнить существующий здесь информационно-исторический вакуум. Действительно, за почти четвертьвековую суверенную историю мы так и не увидели по-настоящему интересных и познавательных кинополотен научно-популярного или художественного формата, которые достаточно ярко отразили бы процесс возникновения и эволюции казахской государственности и роль в этом тех или иных известных персонажей национальной истории.
С другой стороны, было бы несправедливо утверждать, что в этом направлении совсем уж ничего не делалось. Попытки предпринимались. Другое дело, что большинство из них закончились пустыми выхлопами, не оставив никакого следа ни в душах, ни в памяти. В качестве примера достаточно вспомнить бесславную историю фильма «Кочевники».
Теперь пришло время новой попытки.
Чего мы все ждем от этого сериала? Каким он нам видится? На каких моментах стоило бы сделать акцент? Какие ошибки не следует допускать при создании сериала такого рода? Особенно с учетом уже имеющегося в этом плане опыта. Если продолжить этот логический ряд вопросов, то нельзя не затронуть еще один довольно щекотливый момент. Например, не раз уже говорилось, что из всех казахских ханов в наши дни больше всего упоминается почему-то только один Аблай-хан. Нисколько не умаляя его заслуг и роли в казахской истории 18-го века, тем не менее стоило бы задаться вопросом: а разве деяния и заслуги других правителей степи менее значимы? И разве они не заслуживают того, чтобы их политическая деятельность и ратные подвиги во славу Казахии получили соответствующее освещение и популяризацию?
И самое главное, что волнует сегодня казахское общественное мнение, — как сделать так, чтобы за формой не утерять содержания? Чтобы приуроченный к юбилею казахской государственности проект не превратился в очередной «распил» казенных средств. Кому будет доверено такое важное дело? Какими принципами они будут руководствоваться в своих подходах к освещению такого благодатного и в то же время сложного исторического материала?
Одним словом, как всякое важное мероприятие государственного значения, планируемый киносериал о казахских ханах вызывает множество вопросов и напряженное ожидание. Мы обратились к нескольким нашим современникам, имеющим профессиональное представление как о предмете разговора, так и о механизмах реализации проектов подобного рода, с просьбой высказать свои соображения на сей счет. Как это ни странно, но большая часть предполагаемых респондентов категорически отказались делать это, что само по себе наталкивает на некоторые раздумья отнюдь не оптимистического свойства. Тем не менее, нашлись и согласившиеся озвучить свое мнение. Мы предлагаем вашему вниманию рассуждения известного кинодраматурга Лейлы Ахинжановой и историка Анвара Галиева.
Лейла Ахинжанова, кинодраматург:
— Первое, что привлекло внимание в хлынувшем потоке информации о «Казахском ханстве», — это, конечно, имя Рашида Нугманова. Если подключился Рашид, тем более на уровне идеи и сценария, то это уже некий гарантированный уровень, уже ДРУГОЙ ВЗГЛЯД на тему. Сегодня, к сожалению, все историческое используется лишь как аргумент в каком-то «идейном бодалове» — у кого что было круче. Это все портит. Если бы я как продюсер захотела получить ослепительное, захватывающее, интересное любому зрителю в мире, небанальное зрелище про казахских ханов (кстати, словосочетание «казахские ханы» звучит идеально как для промоушена, так и для коммерческих прогнозов), то я бы сделала так. Спрятала бы группу на каком-нибудь острове, закачала бы в проект денег раз в двадцать больше, чем было озвучено… и дала бы установку: парни, ничего не бойтесь, ни на что не оглядывайтесь, кайфуйте от темы и просто «оторвитесь по полной»! Ведь, насколько я, дочь историка-археолога, понимаю, сами казахские ханы в свое время провернули всю эту колоссальную мощь событий… только благодаря Тотальной Свободе Духа. Чего и желаю группе, которая приступила к работе над сериалом.
Я, наверное, как никто в Казахстане знаю адскую специфику работы над сериалами. На моем персональном счету уже 990 серий отечественных сериалов («Перекресток» — 448, «Тилашар — дорогая редакция» — 260, «Жаным» — два сезона, «Улжан», «Жедел Жардем» — два сезона, «Мужская история», «Откройте дверь, я — Счастье», «Астана — моя любовь» и другие) плюс 11 игровых картин, среди которых «Фара», «Тот, кто нежнее» и т.д. Если собрать все ради шутки и разделить на количество лет в профессии, то получится 38 сценариев в год, или по одному сценарию каждые девять дней. И меня трудно напугать дедлайнами, темпами работы и сроками. Но «Казахское ханство», как мне кажется, ограничено удушающе коротким съемочным периодом! Могу только пожелать коллегам огромных сил, стойкости и удовольствия от работы.
Формат любого сериала — это алгоритм целенаправленной «подсадки» зрителя на любую тему. Вполне достаточно десяти дней подряд у экрана (а у «Казахского ханства» будет 10 серий) — и тема впитывается в подкорку. На мой взгляд, не стоит при создании сериала бравировать фразой: «Это не будет как сериал… это будет как кино!» Так не бывает. 10 роскошных полноценных игровых картин подряд — за такие деньги и в такие сроки? Ну нереально! Поэтому нужно придерживаться именно формата и законов сериального жанра. А законы эти есть, и они на вес золота: «легкий» жанр подразумевает крайне жесткие и серьезные технологии. Не случайно перед запуском знаменитого «Перекрестка» вся наша группа прошла обучение технологиям многокамерной съемки телесериалов в компании «Portobello Media» (BBC) с обязательным получением именного сертификата.
Что касается постановщиков сериала, то, как мне кажется, группа подобрана идеально. Испытываю большое уважение к Смагулу Елубаю — это корифей, профессионал, из той плеяды авторов, которые головой отвечают за сценарий! С огромной симпатией отношусь к Рустему Абдрашеву, его работоспособность, масштабы восприятия просто зашкаливают. То есть, с креативной стороны сейчас есть все, чтобы получить блестящий отечественный продукт… при условии, если проект «Казахское ханство» будет всесторонне поддержан и взят под особую опеку.
Анвар Галиев, доктор исторических наук:
— Я многого жду от этого проекта. Самое важное и принципиальное — фильм должен развенчать мифы и стереотипы о номадах вообще и казахах в частности. А именно об отсутствии в прошлом у казахов государственности, письменности, городов и т.д. Конечно же, при этом важно не наворотить новые мифы. А для этого необходимо привлечь тех специалистов, кто этим занимается давно, результативно и, самое главное, на профессиональном уровне. Поскольку можно почти не сомневаться, что сейчас туда ломанутся любители славы и легких денег. И мы такое уже наблюдали.
Безусловно, фильм должен не только учить, но и воспитывать. Потому что никто пока еще не отменял проверенного временем лозунга — «Baжнейшим из всех искусств для нас является КИНО!»
Каким мне видится этот сериал? И на каких моментах необходимо сделать акцент? Однозначно на ключевых моментах истории создания Казахии. Как то откочевки Джанибека и Кирея, борьба с Шайбанидами за территорию и города, последующая борьба с джунгарами, когда ребром стоял вопрос о будущем казахской государственности. И это, так сказать, только основные, узловые моменты.
Несколько слов об исторических персонажах, чья жизнедеятельность заслуживает того, чтобы сказать о них больше, чем это было до сих пор. Навскидку — Турсун-хан (правление в Ташкенте), Есим-хан (Ишим-хан), Тауке-хан, Кaсым-хан, Тaуеккель-хан, Aк-Назар-хан…
Но в то же время — почему сериал должен быть только о ханах? A как же великие бии и батыры, деятельность которых получила общенациональную известность и запечатлелась в общенародной памяти? И потом, разве не на них опирались те же ханы при строительстве и укреплении Казахского ханства?
В заключение хотелось бы присоединиться к высказанным уважаемыми людьми пожеланиям и выразить надежду, что после выхода сериала в широкий прокат нас не постигнет очередное разочарование.
Одним словом, мы в предвкушении…
20-03-2015, Мади Алимов
Источник — camonitor.com