29 января 2013 года под Алматы разбился самолет Челенджер 200 авиакомпании «Скат», летевший из Кокшетау в Алматы. Крушение произошло в 13.13 час возле села Кызылтау Илийского района Алматинской области — самолет не долетел 5 км до алматинского аэропорта.
В результате погибли 21 человек — 16 пассажиров и 5 членов экипажа, 20 граждан Казахстана и один — Киргизии. Никто не выжил в этой авиакатастрофе. Среди жертв были новорожденный ребенок, пенсионеры, подполковник полиции, предприниматели. Было принято решение, что семьям погибшим будет оказана материальная помощь — по 1 млн тенге от акиматов районов и городов, где жили погибшие и 3 млн тенге от авиакомпании «Скат».
Распоряжением Президента РК Нурсултана Назарбаева 31 января был объявлен Днём общенационального траура.
По факту крушения было начато расследование. Главная транспортная прокуратура возбудила уголовное дело по части 3 статьи 295 УК РК. Спустя год после трагедии так и не известны окончательные итоги расследования.
Как сообщала пресс-служба авиакомпании «Скат», «при заходе на посадку в сложных метеоусловиях, в момент ухода на второй круг произошло столкновение самолета с землей». Как сообщал источник в гражданской авиации, при неблагоприятных, но допустимых для посадки самолета погодных условиях, было дано разрешение на посадку самолета в аэропорту. Этот вопрос до последнего оставался спорным — должен ли был экипаж совершить посадку в аэропорту Алматы или следовало «уйти» на запасной аэродром.
Причиной авиакатастрофы могли стать неблагоприятные погодные условия — снег, туман и высокая влажность. Синоптики Казаэросервис дважды сообщали экипажу рейса 760 прогноз погоды. Первый, так называемый, суточный прогноз команда воздушного судна получила за полтора часа до вылета. В нем четко было прописано: горизонтальная видимость — 600 метров, вертикальная — в 10 раз меньше. Переохлажденный туман, дым, другими словами, посадочную полосу летчики могли увидеть только на высоте 60 метров. Кроме этого, синоптики дали информацию о том, что туман может уплотниться. Второе сообщение о погоде члены экипажа Сhallenger 200 получили уже за 15 минут до взлета.
При этом, Главная транспортная прокуратура отрабатывала еще две версии крушения: человеческий фактор или техническая неисправность воздушного судна.
Как писали СМИ в феврале прошлого года, окончательные выводы можно было сделать после изучения бортовых самописцев и результатов спецкомиссии, которая работала на месте авиакатастрофы. 1 февраля 2013 года в Межгосударственный авиационный комитет были доставлены бортовые самописцы с самолета, потерпевшего катастрофу. Они имели механические повреждения, полученные при столкновении самолета с землей. Специалисты Межгосударственного авиационного комитета приступили к их восстановлению и считыванию информации. 6 февраля сообщалось о том, что информация с бортового самописца была передана в Комиссию по расследованию для анализа. Как сообщали в МАК, в самописцах информация об аварийном полете была. Комиссия по расследованию причин авиационного происшествия приступила к анализу данных, полученных при расшифровке «черного ящика».
«К проведению расследования привлечены специализированные международные организации: МАК, Бомбардьер (завод-изготовитель самолета), представители завода-производителя двигателей, завода по техническому обслуживанию самолета и т.д.», — отмечали в пресс-службе МТК. Результаты расшифровки также были направлены в Совет по безопасности транспорта Канады для дополнительного анализа.
Все находились в ожидании результатов расследования. В феврале того же года вице-министр транспорта и коммуникации Азат Бектуров, возглавляющий комиссию по расследованию, отметил, что о точных причинах крушения самолета «Chellenger-200», можно говорить только после полного завершения расследования. На это может уйти до 6 месяцев.
В мировой практике в среднем на выяснение причин авиакатастроф уходит порядка до 500 дней. Но, как предполагал Азат Бектуров, в связи с обстоятельствами крушения самолета — неповрежденные самописцы, открытый доступ к месту падения и оперативное вмешательство, — все это поспособствует скорейшему расследованию дела. Но до окончания расследования никто из экспертов не сможет назвать причину авиакатастрофы. Но все же, вице-министр МТК РК Азат Бектуров опроверг информацию о нехватке топлива, как одной из версий авиакатастрофы самолета «Chellenger-200».
«Топливо в воздушном судне было на 2,5 часа лету. У нас также есть запись переговоров пилотов и диспетчеров, в которой говорилось об оставшемся топливе на судне», — сказал вице-министр Азат Бектуров.
Весной сообщалось о том, что расследование причин крушения пассажирского самолета CRJ-200 завершится летом. «Я думаю в течение лета, летом закончим», — сообщал А. Бектуров. По его словам, 95% работ было уже завершено.
А уже летом начали говорить о том, что больше года может продлиться расследование. «В данное время расследование еще проводится (…) сроков нет, это очень тяжелое происшествие, поэтому в практике расследования такого характера занимают год и более», — говорил председатель комитета гражданской авиации МТК РК Бекен Сейдахметов в июле прошлого года.
В октябре стало известно, что потребовались дополнительные судебно-медицинские экспертизы для расследования.
И вот, в декабре 2013 года на брифинге в Службе центральных коммуникаций первый заместитель Премьер-Министра РК Бакытжан Сагинтаев сообщил, что результаты расследования крушения самолета компании «Скат» будут озвучены в начале следующего года.
«Мы только начинаем получать данные, решения по судмедэкспертизе, идет моделирование полета. Это очень непростая работа. Я думаю, что по завершению всех работ в начале следующего года эксперты, работающие на уровне Министерства транспорта и коммуникаций, сделают официальное заявление», — отмечал Сагинтаев.
В канун годовщины трагедии в Алматинской области появился мемориал памяти жертв крушения самолета «CRJ-200». Инициаторами возведения стелы стала авиакомпания «SCAT», которой принадлежал разбившийся борт. Открытие памятника запланировано на 29 января, в годовщину авиакатастрофы.
Источник: ИА «Zakon.kz»