АЛТЫНОРДА
Мультимедиа

Сергей Дуванов. Крест совка

совокСовками в СССР называли тех, кто мыслил и жил в рамках сформированных режимом этических установок. Называли те, которые уже тогда осознавали маразматичность такой жизни. Хотя жили этой жизнью все. Прошли десятилетия, многое что изменилось, но совковое отношение к жизни осталось в людях, и это дает о себе знать и сегодня.

По версии Александра Градского, термин «совок» родился в узком кругу его друзей, когда они для распития спиртных напитков на улице использовали найденные в детской песочнице игрушки, одной из которых оказался детский совок. Отсюда общий смысл совковости — в любых самых невероятных условиях находить выход (оправдание, объяснение), несмотря на неудобства, антисанитарию, угрозу наказания, отсутствие здравого смысла и логику. Короче, мы такие, какие есть, и никто нам не указ.

Откуда растет «горбатость»

Однако совковость, часто выдаваемая за проявление народной находчивости и смекалки, — на самом деле порождение откровенного разгильдяйства, недобросовестного отношения к труду и неуважения здравого смысла. Забивать шурупы молотком, укладывать асфальт в дождь, «фарить», предупреждая о гаишниках на дорогах, верить в то, что американцы тупые, а мы самые умные — это и есть совок. Формировалась она уродливым советским строем в течение примерно 70 лет.
Пионерки
Сегодня все это в глубоком прошлом, но советское мировоззрение, советская идеология, советский менталитет остались в людях, и это, на мой взгляд, основная проблема, мешающая странам, возникшим на руинах СССР, полноценно развиваться. Именно крест совка, который мы несем на своих плечах, делает нас «горбатыми» по жизни.

Самое интересное, что совок по своей природе — существо протестное. Совковое поведение — это ответ на тотальные запреты, которыми советская власть опутала жизнь людей. Нет возможности пить в барах и ресторанах — будем пить на скамейках, в детских песочницах на улице. Хотите «пятилетку в три года» — но тогда асфальт в дождь и шурупы молотком. Требуете единомыслия и тотального позитива в СМИ — получите анекдоты, высмеивающие все и вся.

Протестность эта особая — не против системы, диктующей особый регламент, она, скорее, издевка, этакий прикол над политическим идиотизмом и тотальной нехваткой благ и удобств. Очень точно сформулирована природа такого протеста в части отношения к труду фразой: «Если они думают, что они платят, то пусть думают, что мы работаем».

При всей мощи пропагандистского воздействия люди понимали главное — как ни старайся, больше все равно не заработаешь. Отсюда общая доминирующая установка — «работа не волк, в лес не убежит». Именно эта жизненная установка, по сути, и развалила страну, которая уже не в состоянии была прокормить своих граждан, значительную часть жизни проводящих в очередях за дефицитом, которого становилось все больше и больше.

Однако очень многих такое комфортное отношение к труду вполне устраивало, более того, совковая привычка работать «абы как» закреплялась в общественной психологии. И надо признать, закрепилась очень неплохо. В итоге совок не претендует на многое, но и толку от него мало.

Нудить на кухнях — кредо совка

Другой момент — это отношение к власти. Горбатость совка — в сакрализации власти, которую совок воспринимает как данность от бога, и любое предложение поменять ее для него кощунственно.

Какая бы плохая ни была власть, он готов терпеть ее, оправдываясь тем, что новые во власти могут быть еще хуже. Поэтому на выборах совки в большинстве своем традиционно голосуют за тех, кто во власти. В СССР они единогласно голосовали за «блок коммунистов и беспартийных», сегодня — за тех, кто во власти: в России — за Путина, в Беларуси — за Лукашенко, в Казахстане — за Назарбаева.

Совки с точки зрения гражданственности — импотенты, они не в состоянии оторвать свои задницы от диванов и в случае необходимости выйти с протесом на улицу. Их кредо — нудить на кухнях и в курилках, а в последнее время на интернет-форумах о том, как все плохо, какие все дураки (и во власти, и в оппозиции).

Сегодня многое в жизни изменилось, но совок, как некая психологическая форма в обществе, сохранился. Более того, совковость как особый вид мировоззрения продолжает активно влиять на современную жизнь постсоветских стран. Понятно, что современный совок в большинстве своем уже не верит в социалистические идеалы, его политические и идеологические ориентации могут быть совершенно разными: от членства в «Нур Отан» до принадлежности к оппозиции, от поддержки националистов до сохранения верности коммунистическим идеалам. Здесь главное не политический окрас, а восприятие жизни, власти, свободы, своего места в жизни. А в этом плане постсоциалистический совок мало чем отличается от своего предшественника из прошлого.

Современные cовки, как правило, достаточно хорошо относятся к таким политическим лидерам, как Хусейн, Кастро, Мубарак, Милошевич, Ахмадинежад, Каддафи. В их понимании демократия, права человека, верховенство закона не более чем демагогия, призванная маскировать властные интересы тех, кто управляет миром.

Для них само собой разумеющимся является миф, что все или почти все, что сегодня происходит в мире, срежиссировано некой мировой закулисой. Якобы именно она навязывает волю народам, диктует, как им жить, в каком направлении развиваться. В этом плане, считают они, даже деятельность правительств ведущих стран мира, таких, как США, Германия и Россия, детерминирована этими силами.

Но это, так сказать, высший уровень влияния теневого правительства планеты. Другой уровень — это борьба между теми, кто более подчинен этому влиянию (страны Запада) и относительно более независимыми (Россия, Китай, Венесуэла). И в этом противостоянии с авторитарными странами в качестве инструментов порабощения их Западом используются права человека, демократические институты, которые якобы призваны расшатывать политические устои этих стран и в конце концов привести к смене существующих режимов.

Для совка вся деятельность по продвижению демократических ценностей воспринимается как подрывная работа против властей, и в этом смысле совок при всем, порой критическом, отношении к той же власти в конечном счете всегда оказывается на стороне последней.

Во всем виноваты Европа и Америка

Совок свято верит, что все бархатные революции на постсоветском пространстве, арабская весна, массовые протесты в Москве и даже митинги оппозиции в Казахстане — это результат спецопераций западных спецслужб.

Для большинства совков существующая система «декоративной демократии», выстроенная в России, Беларуси и Казахстане, — вполне органична и оправдана. Совков, как правило, не возмущают выборы, имитирующие народное волеизъявление, и суды имитирующие отправление правосудия. Они спокойно относятся к бесконтрольности власти со стороны общества, так как убеждены, что успешным государство может быть только при сильном единоначалии. Их политический идеал — сильная рука, способная навести порядок.

Попытки апеллировать к опыту преуспевающих государств, построенных на демократических принципах, бесполезны: совок считает, что в США и странах Европы власть точно так же принадлежит избранной элите, которая фактически правит единоначально, мало прислушиваясь к мнению простых людей. Разница только в том, что там этот обман масс осуществляется более изощренно, без запретов митингов, разгонов демонстраций, без ОМОНа, танков и артиллерии.

Совки убеждены, что народы Европы и США еще в меньшей степени могут влиять на политику своих правительств, чем те же россияне и казахстанцы. Переубедить их, доказать, что все это не так — в принципе невозможно. Совки не просто в это верят, для них это часть их мировоззрения, а поэтому любые аргументы, факты, свидетельства просто не воспринимаются. Вместо того чтобы задуматься, постараться что-то переосмыслить, они начинают судорожно искать объяснения этого несоответствия реальности своим внутренним установкам, следуя принципу чеховского отставного урядника: «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда».

Отсюда и антизападная риторика, вытекающая из бывшего противостояния с Западом и культивируемая нынешним руководством России. Для большинства совков все, что связано с США, с их помощью в продвижении либерально-демократических ценностей, — это красная тряпка, вызывающая приступы раздражения и даже гнева.

Особенно это характерно для России, где такой подход реализуется уже на государственном уровне. В Казахстане это пока проявляется на уровне обыденного сознания (его совкового сегмента) и отдельных СМИ, время от времени публикующих статьи, в духе времен «холодной войны». По крайней мере, логика претензий та же: мол, лезут в чужие дела, навязывают свой образ жизни, пытаются дестабилизировать ситуацию в своих геополитических интересах.

Бред полнейший, но пишут об этом регулярно, убеждая, что Запад не заинтересован в полноценном развитии Казахстана. Эти и прочие аргументы, с одной стороны, направлены на формирование образа врага в лице Запада, а с другой — призваны убедить в загнивании Запада, в кризисе идей либерализма.

Вся эта антизападная риторика — на самом деле отличная демонстрация совкового убожества, несостоятельности совковой идеологии, все больше проигрывающей соревнование либерально-демократическому противнику, но не желающей в этом признаваться.

Выскажу версию о природе антиамериканизма и антизападничества. Совок по своей природе — это человек, глубоко страдающий от своей ущербности. Жизнь убеждает его в безусловных преимуществах либерал-демократической исторической парадигмы. Но для совка признание этого по определению неприемлемо, поэтому, следуя своей природе, он вынужден искать объяснения ущербности той социально-политической модели, в которой живет.

Лучшее — это объявить Запад виновником отсталости его страны. Мол, во всем виноваты богатые и сытые Европа и Америка, которые, вместо того чтобы просто оказывать помощь, пытаются навязать свою демократию, с чуждыми нашей ментальности принципами защиты прав человека.

Для совка все это — ЧУЖОЕ по определению, и поэтому он будет сопротивляться этому с отчаянием обреченного. Потому что торжество демократических принципов, уважения прав и свобод личности — это конец совка. Это рубеж, когда крест, делающий нас этически горбатыми, перестанет давить на плечи, позволит распрямиться и наконец-то посмотреть на мир не исподлобья. Может, после этого мы начнем жить как нормальные люди.

Сергей Дуванов.