АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Серик Абдрашев. Задача: накормить себя и соседей…

1153431756Привлечение иностранных компаний в отечественную молочную отрасль – одно из направлений проводимых в Казахстане реформ. Ожидается, что западные и азиатские инвесторы будут способствовать внедрению современной культуры производства и технологий. К тому же у крупных иностранных компаний налажены способы и каналы сбыта продукции на международные рынки. Это будет способствовать обеспечению в течение трех лет экспорта до половины выпускаемой казахстанской молочной продукции на рынки стран СНГ.

Однако для этого отечественный молочный продукт должен обладать высоким качеством и высокими параметрами экологичности.

Необходимо наращивать и темпы производства, которые, к слову и сегодня обладают положительной динамикой. Так, например, в 2014 году по сравнению с 2013 годом в республике увеличился объем производства масла сливочного на 11,6 процента, сухого молока – на 24,4 процента. Почти в 6 раз увеличились поставки молока и сливок сгущенных, составив в 2014 году – 2 144,0 тонны, в 1,6 раз экспорт кисломолочной продукции с показателем 6 307,8 тонн. Экспорт сыра и творога составил 316,6 тонн, тогда как в 2013 году экспорт этой продукции вообще отсутствовал.

Отмечаемые в отрасли успехи во многом зависят от реализации мастер-плана развития молочного скотоводства Министерства сельского хозяйства, согласно которому до 2020 года в республике планируется строительство 20 новых молочно-товарных ферм промышленного типа условной мощностью 1200 дойных голов, что в сумме составит 24 тысячи дойных коров. Общий объем выпускаемого молока на этих фермах к 2020 году составит 158,4 тыс. тонн молока в год. При этом стартовое значение надоев в 2014 году прогнозируется на уровне 6000 кг и будет постепенно повышаться за счет улучшения кормовой базы, технологии содержания и уровня менеджмента, на 100 кг ежегодно до 6600 кг в год к 2020 году.

Параллельно с этим, планом предусмотрено строительство двух тысяч мини-молочно-товарных ферм семейного типа. Всего рассматривается четыре типа таких ферм, рассчитанных на 24, 50, 100 и 200 дойных коров, со средними удоями 3000, 3300, 3600 и 3900 кг/год соответственно. Планируется, что в регионах республики будет действовать по 500 ферм каждого из указанных типов, которые будут содержать 187 тысяч дойных голов КРС и производить 689 тыс. тонн молока ежегодно к 2020 году.

скачанные файлы (3)

Программный документ предусматривает увеличение мощности и модернизацию существующих молочно-товарных ферм, что позволит в итоге увеличить производство молока на 74 тысячи тонн. Между тем модернизация отечественных производств молочной продукции предусматривает инвестиции во всю технологическую цепочку, охватывая содержание животных, доения и хранения молока для повышения продуктивности, рентабельности и конкурентоспособности ферм, увеличение производительности человеческого труда. Таким образом, увеличение объемов производимого молока в сельхозформированиях и личных подсобных хозяйствах должн вырасти на 750 тыс. тонн к 2020 году, которое будет достигнуто за счет постепенного увеличения удоев с одной головы КРС.

Вместе с тем для реализации поставленных задач нельзя полагаться только на собственный опыт. Необходимо изучать успешный зарубежный опыт. Яркими примерами в этой сфере являются новозеландская «Fonterra» и датская «Arla», представляющие собой кооперативы глобального масштаба. Так, например опыт крупнейшего производителя и мирового экспортера молочной продукции компании «Fonterra», может стать подспорьем для отечественных производителей, тем более, что практически треть мирового экспорта и девяносто процентов всего молока Новой Зеландии принадлежит этой компании. Объединив под своим брендом 10500 фермеров-пайщиков, компания не только обеспечила внутренний рынок, но и вышла в мировые лидеры по качеству и ассортименту своей продукции.

Таким образом, поставленные в Плане нации «100 конкретных шагов» задачи, с учетом передового зарубежного опыта позволят вывести отечественную молочную отрасль на качественно новый уровень своего развития, обеспечив не только свои внутренние потребности, но и заняв свою нишу на мировой рынке.