Российский писатель Проханов на полном серьезе предлагает сегодня причислить Сталина к лику святых. И не поймешь, чего здесь больше, политического иезуитства или элементарного бесстыдства.
Проханов утверждает, что, несмотря на многомиллионные жертвы, принесенные им на алтарь российской государственности, Сталин для русских был благом.
В подтексте же прохановских размышлений читается: Сталин, сокращая на территории СССР при помощи репрессий, депортаций и искусственного голода численность украинцев, казахов, чеченцев, корейцев, ингушей, и других народов, по мнению великодержавного шовиниста, каковым на деле является сей российский деятель, поступал верно. С точки зрения интересов имперской нации.
И этот же Проханов сегодня делает безапелляционные выводы, заявляя о необходимости реставрации СССР. Дескать, настало время. И надо лишь политическому руководству в Кремле проявить свою твердую волю.
Видимо тот же Проханов плохо понимает, что народы бывшего СССР, получившие независимость в девяностые годы, не хотят возвращаться в свое многострадальное прошлое.
Вчерашний день…
Многие знают, чем для казахов обернулись трагические годы сталинизма. Однако здесь, в качестве наглядного примера того, чем была жизнь в сталинской стране, мы бы хотели обратиться к опыту других этносов, не по своей воле оказавшихся в Казахстане в годы сталинского террора.
О прошлом своих многострадальных соплеменников рассказывает Роман Ким, депутат Мажилиса Парламента Казахстана.
«Самый большой поток депортированных в тридцать седьмом году корейцев выслали из родных мест в казахский Уш-Тобе с ярлыками «врагов народа» и «японских шпионов». Людей оставляли замерзать прямо в морозной степи, без еды, без средств к существованию. И если бы не помощь сердобольных казахов, то в советской стране корейцев уже бы не было. Всех бы уничтожили. На это и была направлена та насильственная сталинская депортация.
Притом что казахи, пережившие голодомор, сами в те годы жили в страшной бедноте. Но казахи делились с депортированными корейцами последним куском хлеба, последним лоскутком одеяла, спасая в своих домах от голода, холода и стужи чужих им по крови стариков, детей и подростков. Милосердие и человеческое сострадание не позволяли им поступать в те страшные и трагические дни иначе»,— говорит депутат.
Сегодня, по решению схода корейских аксакалов, хранящих память о тех страшных событиях, в пригородах казахстанских городов Уш-Тобе и Уральска, где выгруженных из эшелонов корейцев оставляли замерзать на морозе, установлены памятники благодарности казахскому народу «Қазақ халқына мың алғыс».
«Возвести такие монументы — это был наш священный долг перед казахским народом», — искренне, без всякого наносного пафоса, произносит Роман Ким: «наши потомки не должны забывать, какие испытания выпали на долю их отцов и матерей, на каком прочном фундаменте зарождалась дружба представителей разных этносов Казахстана».
Об этих же страшных событиях напоминает в своем докладе на XXIIСессии Ассамблеи Народа Казахстана и ее бессменный руководитель Нурсултан Назарбаев: «При сталинском режиме в разные годы», — приводит Глава государства сухие цифры статистики, за которыми стоят миллионы судеб: «были депортированы в Казахстан целые народы около 800 тысяч немцев, 102 тысячи поляков, 550 тысяч представителей народов Северного Кавказа, 18,5 тысяч корейских семей с Дальнего Востока. Их выгружали из вагонов прямо в голой степи. В то время здесь жили только казахи. И казахские семьи, сами находившиеся в крайней нужде, принимали их в свои саманные дома».
В самой России, к концу правления Сталина, практически была уничтожена или морально сломлена, пройдя через ужас и ад сталинских лагерей, вся прежняя российская элита. Это был сталинский социоцид, совершенный против русского народа, не говоря уже о депортациях и гонениях, которым подверглись другие народы бывшего СССР.
И в этой ситуации говорить о какой-то святости Сталина и его приспешников, как это позволяет себе российский литератор Проханов, по меньшей мере, чудовищно. Все равно, что вычеркнуть из своего сердца все нормы морали и нравственности.
День сегодняшний…
Даже в послесталинский период представители этнических групп, депортированых в Казахстан, вынуждены были терпеть лишения. Им еще долгое время приходилось отмечаться в спецкомендатуре, чтобы не попасть в лагеря, запрещалось разговаривать на родном языке, оправлять свои религиозные культы, носить национальные одежды. Все это воспринималось как проявление крайнего национализма.
Коренные изменения в лучшую сторону наступили для этнокультурных групп, населяющих нашу республику, лишь с обретением независимости Казахстаном.
По стране стали строиться тысячи мечетей, церквей, костелов и синагог, в которых представители самых различных конфессий могли открыто обращать свои мольбы к богу, не боясь быть за это наказанными. Стали возрождаться национальные языки и культуры, создаваться повсеместно национальные культурные центры, и вот, наконец, в 1995 году появилась Ассамблея Народа Казахстана, объединившая все этнокультурные группы, до этого существовавшие в стране раздельно.
АНК сегодня – это не просто представительская организация, но это мощный, авторитетный орган, наделенный правом избирать своих депутатов в Мажилис Республики Казахстан, работа которого направлена на укрепление мира и межнациональной стабильности в республике.
Слово самим депутатам Мажилиса от Ассамблеи Народа Казахстана.
Говорит руководитель немецкой этнокультурной группы, депутат Мажилиса Егор Каппель: «У нас, казахстанцев, общая история, общее прошлое. Поэтому я переживаю за нашу страну, за судьбу своих внуков, за наших стариков и бабушек. Помимо того, что у меня есть государственная работа, я для себя составил еще и индивидуальный план. У себя на малой родине, где я родился, и долгое время работал, хотя я и не бизнесмен, но каждый год я нахожу друзей, товарищей, спонсоров, помогая нашим старикам – ветеранам и малообеспеченным семьям».
А вот что о своей работе в Мажилисе рассказывает депутат от Ассамблеи Народа Казахстана Юрий Тимошенко. Тоже, кстати, интересно. «Нашей независимости уже двадцать пять лет», — вводит в суть вопроса депутат: «Но у нас до сих пор не были узаконены такие медицинские понятия, как клетка, ткани человеческих органов. То есть, для нашей трансплантологии это был огромный минус. Наши казахстанские ученые — медики научились уже выращивать клетки миокарда, печени, кожи. А вот проводить операции и развивать в стране медицинский туризм, получается, они не имеют права. Такая вот нелепость. Мы у себя в Мажилисе приняли соответствующий законопроект, и сегодня доктора нашего республиканского центра выражают нам огромную благодарность. Только из одних Арабских Эмиратов в очереди к нашим врачам стоят 2800 человек. Представляете, какие это цифры. Не говоря о пациентах из других стран и собственно казахстанцах. И ведь это наша с вами отечественная медицина. Выходит, нам с вами есть чем гордиться».
Итоги же беседы с депутатами АНК подводит руководитель их группы Жуматай Алиев.
Ошибочно полагать, утверждает он, будто депутаты от Ассамблеи приходят в Мажилис только для защиты интересов собственных этнических групп. На самом деле представители АНК работают сегодня над совершенствованием законодательства во многих профильных комитетах парламента, направляя свои усилия на улучшение жизни всех казахстанцев, вне зависимости от их этнической принадлежности.
Как видим, мажилисмены от Ассамблеи Народа Казахстана свой хлеб даром не едят. Как и многие из нас, они озабочены судьбами своих родных, близких, и в целом, судьбой страны.
Но вот где кроется загадка и парадокс. Многие сегодняшние депутаты, бизнесмены, ученые, педагоги и врачи, возглавляющие те или иные этнокультурные группы в составе Ассамблеи Народа Казахстана – это ведь дети и внуки вчерашних, так называемых, «врагов народа». Но нам они врагами никогда не были.
Когда на самом деле общим кровавым врагом для всех нас: казахов, русских, корейцев, украинцев, чеченцев, ингушей, всех тех, кто перенес ужасы сталинизма, является та система, апологетов которой кое-кто в соседней России готов в эти дни записать в ранжир святых.
Политолог Нурлан Еримбетов: — Межнациональный вопрос требует к себе очень взвешенного и бережного подхода. И я полагаю, та политика, которую сегодня проводит руководитель нашего государства, она абсолютно выверенная и правильная. Президент, я считаю, поступил очень дальновидно, создав Ассамблею Народа Казахстана. В нашей стране все граждане наделены равными правами, что создает комфортные условия для их собственного проживания и проживания их детей и внуков.
Хотя с другой стороны, для любого политика добиться популярности – это крайне просто. Начните разыгрывать национальную карту, как тут же обретете своих сторонников. Другой вопрос – куда такая националистическая политика заведет? Вот что страшно.
Что же касается всех этих газетных провокационных вбросов извне, вызывающих законное возмущение не только у меня одного, то я хочу спросить, куда смотрят наши политики и журналисты, почему не дают ответ по каждому такому факту? А ведь от сталинских репрессий пострадали многие народы бывшего СССР.
Полагаю, в этом вопросе более активную позицию должна занять и наша Ассамблея Народа Казахстана. Ведь им есть, что сказать в ответ.
И вообще, некоторые деятели в соседней России уже договорились до того, что ставят под сомнение сам факт подвига двадцати восьми панфиловцев – казахстанцев под Москвой. А наши историки ни слова в ответ. Сидят там в своих академиях, держатся за теплые кресла, и молчат, как партизаны. Ну хоть бы один, хоть слово возразил.
Я полагаю, нам всем, политологам, экспертам, журналистам, историкам, должно быть не безразлично, когда мифотворцы вроде Жириновского начинают втаптывать в грязь память народов бывшего СССР о нашей прошлой истории. А ведь это совсем не безобидные штучки.
Политолог Азимбай Гали: — Как показала сама жизнь, от обретения независимости Казахстаном выиграли не только одни казахи, но выиграли и представители других этносов, не по своей воле оказавшиеся в свое время в нашей республике. Они получили возможность развивать свои языки, свою национальную культуру.
Но при этом в нашем государстве не должна работать сегрегационная модель построения общества. Никто в нашей стране не должен ограничиваться только узкими рамками своего языка, своей культуры.
У нас у всех, вне зависимости от пятой графы в паспорте, должны быть общие цели и интересы.
А, следовательно, для сохранения нашего же единства, нам, всем гражданам Казахстана, необходимо еще более тесно интегрироваться.
Чтобы, во – первых, каждый гражданин нашей страны, образно выражаясь, если только сам того захочет, мог записаться в казахи.
И во – вторых, а это более главное, чтобы ему в этом вопросе государство никаких препон не чинило.
Что же касается высказываний Проханова, и подобных ему деятелей, то за этим кроется попытка возрождения сталинизма в одной, отдельно взятой стране. Попытка изначально провальная.
То есть, кому-то в соседнем государстве видимо очень хочется создать предпосылки для возникновения новой диктатуры. Но нам с такими деятелями не по пути.