Так что же собой представляет институт казахских агашек, над которыми порою принято беззлобно подтрунивать? И если, к примеру, в той же России семидесятых – восьмидесятых годов прошлого столетия такая неформальная общественная «организация», как «воры в законе», провозглашала принцип аскезы в личной жизни и отказ от сотрудничества с властями, то казахские агашки никогда от власти не отказывались, поскольку в большинстве своем сами и являлись этой властью. Причем форма и содержание здесь тоже особой роли не играли. Казахский агашка одновременно мог быть и формальным и неформальным лидером. Что чаще всего и имело место.
Как не были агашки и аскетами. Что можно легко понять, если принять во внимание, что казахские блюда, такие как бешбармак, куырдак, казы, кумыз, шубат, – это кушанья и напитки, от которых нормальному человеку, сидя за дастарханом, невозможно оторваться. Не говоря уже о красавицах казашках, наливающих чай за таким столом, от которых трудно отвести глаз. Словом, аскеза во всех ее проявлениях – явно не изобретение казахского народа.
§1. Агашка всегда прав
Если мы отвлечемся от ложных баек и анекдотов, рассказанных о них, попробовав добраться до самой сути, то увидим, что за плечами многих агашек очень бурная биография. О ярчайших представителях этого института можно сказать: «Каждый агашка – мужчина, но не каждый мужчина – агашка». И дело здесь не в физическом здоровье и даже не в толщине кошелька. Ты можешь быть очень драчливым и очень богатым человеком, но при этом агашкой не станешь.
Агашка – этот тот человек, который не может отказаться от войны и драки, когда нет выбора, но при этом любые конфликты пытается решить силой разума.
Агашка никогда не будет подкаблучником, сколько бы жен у него ни было – одна или четыре.
Агашка справедлив. Он всегда может найти правильное решение. А если нет, то верное решение проблемы найдет объединенный консилиум агашек.
Одновременно с этим определяющая функция любого агашки – это оказание социальной помощи своим сородичам и членам команды, входящим в ближнее окружение такого индивида. Организация и проведение свадеб, торжеств и похорон, ни одно мероприятие не обходится без присутствия агашек. Когда люди так и говорят: «Слушайте, давайте дождемся Маке. Как он скажет, так и будет».
И наконец, самое важное – все в Казахстане, от мала до велика, четко знают, кто главный агашка в их роду, кто главный в производственном коллективе и кто главный агашка в стране. Причем роль такого агашки, пока он справляется с обязанностями, особой критике не подвергается. Более того, даже если агашка выйдет на заслуженную пенсию, все равно он останется стопроцентным агашкой, пользующимся уважением окружающих. За любым столом, в любом доме, его место строго определено – это «тёр» (возвышение). И плох тот хозяин дома, кто это обстоятельство упустит из виду.
Поддержка в обмен на уважение
Как говорилось выше, главная обязанность, возложенная на плечи каждого агашки, – это оказание социальной помощи своему окружению.
Что же касается подрастающей казахской молодежи, то и она в свою очередь полагается на помощь агашек. Правильный агашка всегда поможет такой молодежи в получении прописки, работы, образования. В качестве вознаграждения за свои труды, рассчитывая в лучшем случае разве что на уважение со стороны своей родни и своего окружения.
То есть агашки отрабатывают там и на том поле, где оказываются зачастую бессильными закостеневшие в своем бюрократизме службы социальной помощи населению. И хотя кто-то может назвать это кумовством, трайбализмом или другим нехорошим словом, но чаще всего за этим скрывается элементарное чувство человеческого сострадания и желание помочь своему ближнему. Для нормального агашки – это просто его долг перед своими сородичами. Что некоторые сородичи прекрасно понимают и по-своему пользуются добротой таких агашек, рискуя однажды напороться на откровенную брань.
История…
Но, впрочем, говоря о долге и чувстве человеческого сострадания, я должен сказать и о том, что такая «доброта» зачастую не совсем бескорыстна. И имеет свою историю. В отличие от того же криминального объединения «воров в законе», сформировавшегося в России в условиях жесткой деспотии, казахский институт агашек формировался на просторах огромной вольной степи, где для человека, стремящегося наверх по социальной лестнице, необходимо было заручиться как можно большей поддержкой простых людей. А для этого требовалось завоевать их уважение и доверие. Как сделал это Чингисхан, сумевший ошейник раба сменить на венец правителя одной шестой части суши.
И здесь же в качестве поучительного примера можно вспомнить, как однажды во время большой облавной охоты его многочисленное войско забрело на земли малочисленного рода, также в это время года выехавшего пополнить свои съестные припасы тушами диких куланов и кабанов.
Чингисхан не стал ссориться с этими бедолагами пастухами, хотя был намного могущественнее и сильнее их. Напротив, он попросил вождя малочисленного рода возглавить большую облавную охоту, уступив тому свое место. Что было знаком огромного уважения. А после завершения охоты он – будущий покоритель мира – совершил поступок, сделавший бы честь любому искуссному дипломату. Чингисхан большую часть добычи отдал этим, в общем-то бедным людям. Чем заслужил их искреннюю любовь и благодарность.
И надо ли говорить, что спустя некоторое время облагодетельствованный Чингисханом малочисленный род сам, добровольно присоединился к союзу племен, возглавляемых великим полководцем.
Как видим, для любого казахского хана, султана, бия или бая важно было заручиться уважением и поддержкой своих соплеменников. Иначе можно было однажды проснуться и узнать, что твой народ от тебя откочевал.
С интернационалом…
Институт казахских агашек (известный сегодня в большей степени именно под таким именем) просуществовал в степи на протяжении многих столетий, пережив благополучно джунгарскую агрессию и сталинский террор.
Но каковы перспективы его развития в наше время – в эпоху глобализации? Мы видим, как этот институт постепенно интернационализируется, когда агашки свои команды подбирают не столько по степени близкого родства, сколько по степени профессионализма его членов. Для того чтобы выжить в жесткой конкурентной борьбе. И в то же время мы наблюдаем, как представители других этносов, проживающих в Казахстане, создают свои общественные структуры, являющиеся точной калькой казахского института агашек. Что ведет к появлению в Казахстане агашек корейских, русских, уйгурских.
При этом на расширении данной общественной формации не сказывается даже отсутствие определенной, ярко выраженной идеологии. Агашки могут работать и созидать как под флагами государственного, официального патриотизма, так и под знаменами патриотизма националистического. И даже вовсе без всяких флагов. Так как конечная эффективность их работы определяется главным образом уровнем благосостояния членов их команд, а отнюдь не идеологическими догматами и установками. Что было присуще для ранних коммунистов.
Вместе с тем с развитием в стране малого и среднего бизнеса увеличивается пропорционально и количество казахских агашек. В данном случае можно сказать, что малый и средний бизнес становится той повивальной бабкой, что способствует их рождению. Можно привести немало примеров, показывающих, как вчерашние конюхи, шоферы, трактористы становились со временем уважаемыми агашками, хозяевами фирм, магазинов и ресторанов. Что служит лишним подтверждением мысли – XXI век может стать веком казахских агашек. Его величественным ренессансом.