[:ru]
Когда говорят об образовательной реформе трехязычия в Казахстане, и связанными с этой реформой грандиозными планами на перспективу, мне почему-то вспоминается старая истина: чем грандиозней планы, тем сокрушительней поражения.
Причем, нам объясняют некоторые филологи, якобы близкие к кухне власти, что это, мол, такая хитрая заумная схема, которая со временем позволит казахскому языку занять ему подобающее место в системе госуправления, как и во всей стране.
Что уже вызывает скепсис. Больше чем уверен, опять дров наломаем. Поскольку сама эта крайне усложненная схема внедрения трехязычия в средней школе, уже на этапе предварительного рассмотрения вызывает сомнения в ее жизнеспособности не только у родителей детей, но и педагогов с многолетним стажем. А что сомнительно, то и опасно.
И вот здесь следует задаться нелицеприятным для многих казахов вопросом – почему многие казахстанские родители, в том числе и казахи, все еще предпочитают отдавать своих детей в русские школы? В чем тут дело? Не потому ли, что русский язык более востребован в мире, чем казахский? Русский язык на сегодня – это язык инженерии, техники и технологий. Чего казахскому языку достичь еще не удалось. Если смотреть правде в глаза.
А между тем, не будем забывать, что русский язык и сам является на сегодня посредником между английским языком — языком науки и высоких технологий, и языком казахским. Что уже вызывает законный вопрос – а нужен ли он тут, посредник между двумя языками?
Но тогда зачем нам трехязычие, когда гораздо легче и проще выстроить систему, при которой у родителей казахстанских ребятишек был бы интерес отдавать своих любимых чад не в русские, а в казахские школы?
И выход здесь есть. И он лежит на поверхности. В казахстанских школах надо вводить не трех, а двухязычие.
При этом в русских школах в качестве второго обязательного должен функционировать казахский язык, поскольку знание государственного языка еще никто для граждан Казахстана не отменял.
Тогда как в казахских школах в качестве второго обязательного языка следует вводить английский.
Чтобы наши подрастающие девчонки и мальчишки получали технические и иные знания не на языке – посреднике, каковым на сегодня является по факту русский язык, а на языке – самом носителе этих знаний. То есть, на английском.
В таком случае казахская школа, безо всякого нарушения конституционных устоев, получает безусловный приоритет против русской школы в Казахстане, что в не столь отдаленном будущем приведет к кардинальным переменам в самом социуме. Родители сами будут заинтересованы отдавать детей в казахские школы, с двойным языком обучения.
Изменится языковая среда, изменится само общество. Английский и казахский языки будут превалировать в стране. Что откроет новые перспективы перед тысячами и тысячами наших молодых соотечественников, желающих получить образование за рубежом.
Учитывая растущую популярность во всем мире английского языка и те преимущества, которые он дает своим носителям, нетрудно предугадать, что такая реформа образования в Казахстане станет востребованной миллионами наших сограждан. Тем более, что это наше сугубо внутреннее дело – какой язык в качестве второго обязательного преподается в казахских школах.
Алтынорда
[:kz]
[:en]
[:]