АЛТЫНОРДА
Блог Серика Малеева

[:ru]Серик Малеев. Как нам обустроить Казахстан?[:]

[:ru]

 

Что нам известно о происшедшей катастрофе под Алматы? То, что самолет компании «Бек Эйр» не имел соответствующей сертификации, без которой запрещается допуск на полеты в европейских странах. А у нас как бы можно.

И во-вторых, что самолет врезался в дом, который в полосе отчуждения аэропорта вообще стоять не должен. Согласно установленным правилам безопасности полетов.

Но кому у нас есть дело до правил? Когда на кону продажа земельных участков и возможность для отдельного акима навариться.  

То есть налицо вопиющий бардак, среди которого мы живем.

Но при этом я не собираюсь обвинять власть, поскольку понимаю, что некоторые вещи доходят, как для отдельного человека, так и в целом до общества, только таким путем: пока жаренный петух не клюнет.

И только когда происходят подобные катастрофы с человеческими жертвами отдельные люди и в целом общество начинают ясно осознавать, что что-то ими делается не так.

А ведь это еще и менталитет нашего народа, предпочитающего жить по привычке, по совковым понятиям, а не по нормальным, цивилизованным правилам. И вот здесь я перехожу к главному.

Шарашкины конторы

Почему наши дети в школах травятся некачественными обедами?

Почему у нас только что построенные дома начинают сыпаться уже в первый год эксплуатации?

И как в Казахстане работает система государственного заказа, допускающая подобные вещи?  Предлагаю разобраться.

Дело в том, что в системе государственного заказа Казахстана отдельной графой прописан параграф ценового предложения.

Поэтому при прочих равных условиях государственный подряд выигрывает та компания, которая даст ниже цену на свою услугу. Сделано это было для того, чтобы сократить государственные издержки.

Но как показывает практика, этой лазейкой начинают пользоваться не чистые на руку фирмы, демпингующие на рынке госзаказов.

Допустим квадратным метр жилой площади в новом доме стоит 200 тысяч тенге. А компания – однодневка предлагает построить дом, исходя из цены за квадратный метр в сто тысяч тенге. И выигрывает тендер. Ну понятно, какой это будет дом. Дом из песка.

И тоже самое со школьными обедами и завтраками. Сегодня полноценный школьный обед стоит тысяча пятьсот тенге. А какие-нибудь пройдохи из казахстанского общепита обещают в рамках государственного заказа накормить наших детей обедом за пятьсот тенге. И ведь накормят. Просрочкой и гнилыми продуктами. Вот только что потом будет с нашими детьми?

Но они по любому выиграют тендер. Потому что эти халтур-компании дали самую, самую, самую низкую цену. А именно цена – на сегодня самый важный фактор при распределении госзаказа. И даже чиновники из акиматов с такой напастью ничего не могут поделать. Закон есть закон.

А нормальные компании в это время, пролетев мимо тендера, вынуждены распускать своих сотрудников в неоплачиваемые отпуска.      

Парадокс. Но мы пытаемся поднимать экономику, отдавая многомиллиардные подряды изначально слабым игрокам на рынке, всем этим халтур-малтур компаниям, выключая из игры сильные команды.  Вот к чему приводит демпинг в сфере государственного заказа.

И что мы получаем в итоге? Бедолаги бюджетники: вселившиеся в такие рассыпающиеся дома, (построенные халтур-малтур строителями), чьи дети в школах травятся некачественными обедами, (приготовленными халтур-малтур поварами), начинают тихо ненавидеть государство. Несмотря на все плакатные призывы к патриотизму.

У строительных и иных компаний, работающих в рамках госзаказа по самому низкому ценовому пределу, денег не хватает ни на что. Ни на обновление техники, ни на повышение зарплаты своим сотрудникам. Они работают только на хапок. С заботой только о сегодняшнем дне.

И в таких компаниях тоже благополучием не пахнет. И тоже любовь к государству не пробуждается.

Страдают и те фирмы, что оказались вне тендера.

Словом, всем плохо, а государству и вовсе наносится чистый ущерб в плане потери уважения и репутации.

Халтуре – смертный бой

А ведь все можно выстроить и по-другому. Если от нынешней системы государственного заказа, с его ставкой на ценовой предел, или правильней сказать – беспредел, перейти к балльной системе распределения тендеров. Когда на первый план выходит репутация компании. Ее деловые и профессиональные качества. А не ценовой демпинг.

Возьмем для примера. Если компания работает в строительном секторе в течении долгого времени, и не имеет нареканий со стороны заказчиков, а наоборот, получает сплошные благодарности, то ей в рамках такой балльной системы начисляется сто баллов.

Дополнительных сто баллов присваиваются такой компании за использование современных технологий в строительстве и наличие новой техники.

Еще сто баллов присуждается за собственные рационализаторские разработки, подтвержденные соответствующими патентами.

И таким образом по балльной системе учитывается все. Наличие высококвалифицированных специалистов, отзывы жильцов тех квартир, которые уже были построены компанией в прошлом, состояние техники безопасности на стройке. За все присуждаются баллы.

И именно такой компании, набравшей большее количество баллов, отдается наиболее крупный государственный подряд.

А далее уже по нисходящей. Самый маленький заказ получит компания, только недавно вышедшая на строительный рынок, и не успевшая себя как следует проявить.

И то же самое со школьными обедами. Государство в рамках госзаказа выставляет цену за школьный обед в полторы тысячи тенге. И ни тиинкой ниже. А уже фирмы, борющиеся за тендер, обеспечивают школьников вкусной и калорийной едой. В рамках этой приемлемой цены.

И опять-таки, в формате государственного заказа на первый план должна выходить репутация компании. Куда войдет целый ряд критериев.

Учитываться должно все. Полная информация о компании должна быть у членов комиссии, распределяющих тендера.

Что мы знаем о компании. Качество ее продукции. Время работы на рынке. Наличие похвальных грамот и благодарственных писем. Даже то, каким кухонным оборудованием пользуются ее повара, и какой у них поварской класс и стаж. Все должно приниматься во внимание.

И этот же порядок предоставления государственных заказов надо распространить на все сферы нашей жизнедеятельности. На железнодорожный и автомобильный транспорт, дорожное строительство, медицину, фармацевтику, авиацию.

То есть, хочешь получать государственный заказ, будь добр предоставить полный пакет услуг: в который входит наличие современной техники, высококлассные подготовленные специалисты, опыт работы на рынке, репутация компании, подтвержденная наградами и дипломами, а если требуется, то и соответствие международным стандартам, заверенное сертификатами.  

Словом, мы меняем правила игры. И теперь государственные многомиллиардные подряды получают не какие-то левые шарашки, как это порой имеет место в нашей реальности, а компании сильные, проверенные.

И тогда мы получим и дополнительный прирост ВВП, и новое качество жизни, и иное отношение к государству со стороны его граждан.

Если человек живет в хорошем доме… Если его дети, придя со школы, рассказывают, каким вкусным был сегодня суп на обед… Если он летает современными самолетами, пользуется новыми автобусами… То трудно ожидать от него скверного отношения к своей стране.

Ведь все элементарно просто. Так и рождается настоящий патриотизм.

А заодно, следует ожидать выправления ситуации на рынке труда. Появиться долгожданная стабильность в трудовых коллективах, обеспеченных на долгое время работой.

А все эти халтур-малтур компании, что сегодня лепят дома из песка, или перевозят пассажиров на сараях с колесами, уйдут в прошлое.

Все еще будет Ок!

Мне говорят, что с нынешним сознанием общества, то что я предлагаю – это не реально. Фантазия. Мол, общество еще не доросло до таких перемен. Нужно время. Много времени.

Но если не пытаться, то ничего и не получиться.

Притом, что я верю в наших людей. И вот почему.

Два года назад до меня, в результате небольших аналитических выкладок, наконец-то дошло, что Касым-Жомарт Токаев станет следующим президентом страны.

И два года я внимательно слежу за деятельностью главы нашего государства, начиная с того времени, когда он был спикером сената.

Правда, я думал, что президентом он станет в 2020 году. Тут я ошибся.

Но за эти два года я увидел, что Касым-Жомарта Токаева отличает системный подход в решении проблем, встающих перед страной.

И это хорошо. Я понимаю, что президент Токаев просто обязан возглавить такую крупномасштабную реформу в экономике и жизни страны, как отказ от нынешней крайне неэффективной системы распределения государственного заказа.

Как грамотный политик, и просто умный человек, он должен понимать, что жить так дальше нельзя.

Хотя, с другой стороны, это один из вызовов, которые стоят перед ним. И отступать ему фактически не куда.

А во-вторых, я верю в ум и силу своего народа.

Ведь через что только казахи не прошли в своей истории. Дважды нашей нации грозила гибель. Один раз во время войны с джунгарами, второй раз в годы голодомора.

Наши враги и недоброжелатели закапывали нас в землю, но они не знали, что казахи – это семена. Мы каждый раз прорастали из почвы родной отчизны вновь и вновь.

На нашей земле взрывали ядерное оружие. Нам на головы лился ядовитый гептил. И все равно нация выжила, не исчезла с лица планеты.

Поэтому те вызовы, которые сегодня стоят перед казахами, это ничто по сравнению с теми бедами, которые нация когда-то преодолела.

Решим и эту проблему.

Новости Казахстана. Алтынорда.

 

 

 

 

[:]