АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Серик Малеев. Казахстан. Алло! Это будущее?[:]

[:ru]

 
Электроэнергия может стать валютой дня завтрашнего, полагают эксперты с мировыми именами

И связано это не в последнюю очередь с сокращением запасов ископаемых источников энергии во всем мире: нефти, газа и угля.

Преимущество в этом случае будет за государствами, осуществившими переход на альтернативные «зеленые» технологии.

Так, Соединенные Штаты Америки уже к 2050 году осуществят полный переход на возобновляемые, экологически чистые источники энергии, отказавшись от традиционных бензина и нефти.

И это с учетом того, что научные открытия обозримых двух-пяти лет в области применения солнечной и ветровой энергетики, как полагают ученые, позволят нам говорить о самых радужных перспективах для человечества.

Так, если сегодня электроэнергия солнечных генераторов сравнялась по цене с самой дешевой энергией, получаемой в процессе сжигания каменного угля, то что говорить о дне грядущем.

Не случайно во всем мире многие транснациональные компании начинают проявлять особый, повышенный интерес к «зеленым» технологиям. Даже такие гиганты-миллиардеры, как Googl и Yahoo, известные своей проверенной и дальновидной стратегией, чьи интересы в прошлом никак не пересекались с вопросами электроэнергетики, уже ищут для себя в этой области свою нишу. И как верно отметил Глава государства в своем Послании народу Казахстана: «Сегодня мир вступает в эпоху Четвертой промышленной революции, эру глубоких и стремительных изменений: технологических, экономических и социальных». И нам нужно стартовать уже сейчас.

А что же Казахстан?

Жителям нашей страны сказочно повезло. Наличие традиционных ископаемых ресурсов у нас дополняется огромными пространствами с жарким климатом и сильными ветрами. Что, собственно, и необходимо для ветро- и солнечной энергетики.

А если принять во внимание, что с мая этого года министерство энергетики Казахстана перешло на проведение прямых аукционов по закупу электроэнергии, полученной из возобновляемых и альтернативных источников, то перспективы выглядят и вовсе неплохими.

Казахстан проявляет прямую заинтересованность по привлечению в эту сферу экономики иностранных и отечественных инвесторов.

Так, по словам вице-министра энергетики Республики Казахстан Гани Садибекова: «Мы поставили целью довести долю альтернативных и возобновляемых источников энергии в электроэнергетике до 30 процентов к 2030 году. Рынок возобновляемой энергии растет с каждым годом. В 2017 году был произведен миллиард кВт/ч такой энергии. Это на 22 процента больше показателя 2016 года. План на 2018 год – 2,7 миллиарда киловатт-часов энергии», – такую задачу ставит министерство энергетики Казахстана своим подведомственным структурам.

Что ни много ни мало означает перевыполнение прошлогодних показателей более чем в полтора раза.

И такие бешеные темпы роста уже говорят за себя сами. Для Казахстана сегодня рынок возобновляемых энергоресурсов – это еще одно Эльдорадо наравне с отечественным рынком углеводородного сырья.
Не случайно в ходе XI Астанинского экономического форума в своем выступлении перед его гостями Глава государства Нурсултан Назарбаев в качестве одной из приоритетных целей, стоящих перед нашей страной, назвал развитие альтернативной «зеленой» энергетики.

 

Такой вот «зеленый» автобус

Полагаю, жители Усть-Каменогорска были немало удивлены, увидев этот новенький автобус на маршруте. Комфортный, удобный внутри и при этом экологически чистый электробус отечественной сборки прошел тридцатидневные тестовые испытания в этом городе, перед тем как пойти в серию. Причем испытания прошел не только электробус, но и его стационарные и мобильные зарядные устройства, установленные на конечной остановке.

Практика показала, что суточная зарядка такого электробуса при одинаково перевозимом количестве пассажиров обходиться в семь-восемь раз дешевле заправки его дизельного собрата на колесах. Для наглядности приведу цифры: автобус проезжает в среднем около 250 километров в день. Это 125 литров топлива. Электробус за смену тратит 189 киловатт энергии. Расходы на протяжении всего дня составляют порядка 2,5 тысячи тенге. Таким образом, очевидна, особенно учитывая цены на дизельное топливо, экономичность данного вида транспорта.

Сам электробус все эти тридцать дней отработал без единой поломки. И проблем на сегодня выявляется только две. Первая, это неприспособленность самого энергетического хозяйства Усть-Каменогорска под массовый выход на маршруты подобных электробусов. И вторая проблема упирается в частных владельцев автобусных парков, заинтересованные в приобретении более дешевых дизельных пассажирских автобусов.

И здесь свое веское слово могли бы сказать государство и казахстанские банки в части создания выгодных преференций для приобретения таких экологически чистых электробусов под нужды пассажирского транспорта Казахстана.

В конце-то концов казахстанцы не для того рождаются на свет, чтобы дышать вредными солярочными выхлопами от всех этих дизельных монстров, наводнивших наши города. Не о такой жизни мы мечтали в детстве.

 

Что готовит нам прогресс

Увы, самой затратной деталью во всех этих электробусах и электромобилях на сегодня являются их литий-ионные батареи, примерно в два раза увеличивающие цену на такой транспорт по сравнению с традиционными машинами с ДВС.

Но прогресс уже не за горами. Литий-ионные батареи в самом ближайшем времени могут быть вытеснены графеновыми аккумуляторами.

Графен – это новый революционный материал с отличной электропроводимостью и малым весом. Притом что сам графеновый аккумулятор в 77 раз дешевле своего литий-ионного аналога. А заряда такой графеновой батареи хватает на тысячу километров пробега электромобиля. Чем не могут похвастаться даже автомобили с двигателями внутреннего сгорания.

Еще одно несомненное преимущество графена перед литиевыми батареями – он легкий, в сто раз прочней стали и пожаробезопасный. А сама зарядка электромобиля с таким аккумулятором занимает всего восемь минут.

И вот что мы имеем в итоге: уже завтра мы можем получить электромобиль по цене ниже своего бензинового собрата, но при этом способный преодолеть расстояние в два раза большее за меньшую сумму денег на его заправку.

Еще одним преимуществом такой машины будет неимоверно низкая цена его эксплуатации, поскольку в нем нечему ломаться. И в него не надо будет заливать тосол, антифриз и масло, проверяя, не пробит ли картер двигателя и нет ли где утечки. Поскольку горловин для масла и тосола в таком автомобиле будущего вовсе не предусмотрено.

Причем не надо думать, что время новых электромобилей на графеновых аккумуляторах от нас где-то далеко. Нет, оно уже совсем рядом.

В испанском городе Екла уже создано на семи тысячах квадратных метрах промышленное производство по сборке графеновых аккумуляторов для автомашин, летающих дронов и сотовых телефонов. Компания называется Graphenano и уже успела заключить договора на поставку своих батарей со многими мировыми лидерами в авиационной и автомобильной промышленности.

Нам электричество пахать и сеять будет

Как видим на основе вышесказанного, Казахстан старается не отставать в своем беге на длинную дистанцию от экономически развитых, передовых стран планеты.

А это, в свою очередь, означает, что перемены нас ждут уже скоро. Наступит такой день и час, когда жить мы будем в экологически чистых городах, где не будет коптящих небо труб угольных электростанций. В обиходе мы будем пользоваться относительно недорогими, но опять-таки экологически чистыми электромобилями и электробусами. Обслуживать нас будут роботы. А двери нам будут открывать наши «умные дома» по одному отпечатку пальца. Что, впрочем, вовсе не означает, что проблем у нас не будет. Жизнь тем и интересна, что ставит каждый раз перед нами новые задачи.

Литер

 

 

 

 

[:]