[:ru]
Казахстан сегодня занимает первое место в СНГ по уровню привлечения иностранных инвестиций. И вероятно мог бы занять не менее высокое место среди республик бывшего Союза по принятию взвешенных политических и экономических решений, если бы такие рейтинги существовали.
В качестве примера. Так, в девяностых годах в обществе велась весьма оживленная полемика по вопросу государственного языка. Но если казахи основной упор делали на предоставлении казахскому статуса государственного языка, то русскоязычная часть нашего населения переводила дискуссию в религиозный формат, требуя возврата в лоно православной церкви Вознесенского Кафедрального собора, что располагался в центре парка 28 героев – панфиловцев. В безбожное советское время, напомним, в соборе размещалась экспозиция краеведческого музея.
И власть среагировала. Она в один и тот же день вернула собор православной патриархии, заодно приняв законопроект о статусе казахского языка, как единственного государственного в Республике Казахстан. И это оказался умный ход, удовлетворивший обе спорящие стороны.
И так по многим вопросам. Власть никогда не играла на стороне лишь одной части населения, казахской или русской. Но она всегда искала разумный компромисс. Что и было понятно, исходя из той сложной обстановки, что складывалась в сфере межнациональных отношений во многих республиках СНГ.
Рядом с нами полыхал конфликт в Нагорном Карабахе, в Грузии шла война, неспокойно было в Приднестровье, Чечне. Поэтому нам, казахам, необходимо было пройти этот исторический временной отрезок с как можно меньшими потерями. Чего, собственно, мы и добились, сохранив мир и межнациональное спокойствие в Казахстане. Сохранив мир, даже вопреки прогнозам западных и российских экспертов, в самом начале девяностых предрекавших гражданскую войну в Казахстане.
Причем, когда некоторые злые языки сегодня заявляют, что казахи все эти годы только тем и занимались, что вытесняли другие этносы из Казахстана – это самая большая ложь. Нам никогда не импонировал зимбабвийский сценарий. Это когда всех белых выгоняют из страны, а то и убивают, а потом на их место ставят свои, но неквалифицированные кадры. Это путь в никуда.
Казахи в начале девяностых у нас в стране были в основном представлены на селе, поэтому республике было важно сохранить свои технические кадры специалистов. Тех же инженеров, токарей, фрезеровщиков, сварщиков, сантехников, водителей автобусов и троллейбусов. Другой вопрос – насколько нам это удалось в условиях жесточайшего экономического кризиса, имевшего место в нашей республике с 1990 по 2000 года. Когда многие наши земляки, чтобы не остаться голодными, были вынуждены искать свое счастье за пределами Казахстана.
Да и вообще, казахи в целом, толеранты ко всем этносам, проживающим в нашей стране. При условии, что те придерживаются не писанных правил и ценностей, принятых в нашем общем доме. Как говориться: Будь сам человеком, и все по отношению к тебе будут людьми.
Ведь это ни для кого не секрет – многие местные русские в Казахстане живут лучше казахов. Но это никого из казахов не напрягает. Потому что право на такую жизнь дает им их высокая квалификация, их специальность, их труд. Все по заслугам. Главное, чтобы человек работал на благо страны, а не занимался продажей наркотиков.
[:kz]
[:en]
[:]