[:ru]
Убийство императора Павла
Почему возникла идея переименования Павлодара в Ертic. Название города – это, помимо всего прочего, еще и символ. В данном случае – символ колониализма. Это все равно, как если бы над акиматом города развивался царский стяг, а павлодарцы по торжественным мероприятиям, вместо исполнения гимна Независимого Казахстана, пели: — Боже царя храни.
И здесь вопрос надо ставить в плоскости: не почему собираются переименовывать Павлодар, а почему этого не сделали раньше?
В Независимом Казахстане все атрибуты колониализма должны быть отправлены на свалку.
Мы возвращаем свою историю. И в этом свете многие факты из далекого прошлого получают совершенно другую интерпретацию. Так, например, выступление хана Кенесары против царской армии, по факту является национально – освободительной войной казахского народа против царизма. Но не восстанием.
И таких темных пятен в истории казахов множество, еще ждущих своих вдумчивых исследователей.
Но давайте спросим себя: — Так кем же все-таки был российский император Павел 1. Может это фигура мирового масштаба, равноценная Александру Македонскому или Шынгысхану? И тогда можно понять позиции его защитников. Но нет.
И вот как описывают сами современники реакцию русского народа на насильственную смерть своего царя от рук российских дворян: «… лишь только рассвело, как улицы наполнились народом. Знакомые и незнакомые обнимались между собой и поздравляли друг друга со счастьем — и общим, и частным для каждого порознь…, незнакомые целовались друг с другом как в Пасху, да и действительно это было воскресение всей России к новой жизни. После убийства Павла I уже к вечеру 12 марта во всём трёхсоттысячном Петербурге не осталось шампанского. Народ гулял так же, как и после отречения Петра III, разница была лишь в погоде — уход отца «обмывали» в жару, а сына в холод».
Но за что же ненавидели сами русские своего императора?
Российский историк Шильдер (Николай Карлович, 1842 – 1902 гг.) в своей книге «Император Павел Первый» пишет об этом так:
«… все странности и безумные деяния должно отнести к несчастному сочетанию личных свойств с неограниченною властью, доставшеюся ему (Павлу 1) по наследству. Тупой, упрямый, невоздержанный, он, став самодержцем, искренно был убеждён, что весь мир существует единственно для его желаний, капризов, прихотей; он потерял способность правильно мыслить, стал действовать как самодур и до последней минуты был ослеплён своею властью, ей только доверял, на неё только опирался».
Словом, если собрать воедино все, что мы знаем об императоре Павле 1, чье имя сегодня носит казахстанский город, то складывается картина ненавидимого собственным народом идиота и самодура, облеченного неограниченной властью. Императора, убитого собственными придворными. Чья гибель вызвала бурную радость русского народа.
И это еще одна веская причина, по которой у большинства жителей Павлодара нет желания жить в городе, прозванном в честь сумасшедшего императора, ненавидимого своим народом.
Новости Казахстана. Алтынорда.
[:]