[:ru]
Великий вождь всех времен и народов Иосиф Виссарионович Сталин сказал как-то: «История – это политика, обращенная в прошлое». На что не менее известный польский сатирик того времени Станислав Ежи Лец подметил ехидно: «У нас было только две возможности. Или встать на их идеологическую платформу. Или повиснуть над ней».
И понятно, что об объективности истории в то время, когда положительные или отрицательные исторические персонажи в стране определялись исключительно с классовых позиций и политической коньюнктуры, говорить не приходилось. В советской исторической науке во всего годы ее существования царствовал субъективный подход, при котором правки в прошлое того или иного эпизода СССР привносились в зависимости от конкретного политического момента и фамилии очередного генсека ЦК КПСС.
Так, к примеру, в свое время весь советский народ с изумлением узнал, что основные сражения Великой Отечественной войны происходили, оказывается, на Малой Земле, где в то время геройствовал полковник Леонид Ильич Брежнев. А маршал Константин Григорьевич Жуков, по воспоминаниям некоторых «мемуаристов», был у того чуть ли не в услужении.
Про дедушку Ленина.
Да-а! Именно такой оказался вдруг, благодаря усилиям подхалимов от исторической науки, «большой полководческий талант» у этого в войну никому не известного полковника из какого-то там безызвестного Политуправления.
Собственно, такой издевательский подход к исторической науке, с его бесконечными фальсификациями, и привел к тому, что к концу существования Советского Союза в головах у многих наших граждан царила каша и сумбур, основанная на исковерканных фактах прошлого. История, как наука в СССР к тому времени себя полностью дискредитировала.
Так, некоторые наши сограждане на полном серьезе считали Владимира Ильича Ленина – основателя социалистического государства, гением и большим другом детей, тогда как в глазах других советских граждан он был обычным извращенцем, сифилитиком и палачом русского народа.
И отсюда анекдот того времени. Учительница рассказывает детям:- Как-то раз, — говорит она: маленький мальчик зашел в туалетную комнату. А там уже был Ленин. Дедушка Ленин взглянул на мальчика, но ничего не сказал, и вышел из туалета. Вот видите дети, — с умилением в голосе продолжает учительница: — каким добрым был Владимир Ильич. А ведь мог бы и зарезать. –
Словом, как бы то ни было, но с обретением независимости, казахи встали перед дилеммой, или продолжать рассказывать друг другу советские сказки, от которых смеются даже дети, или взяться самим за написание собственной подлинной истории.
В конечном итоге возобладал второй разумный подход, хотя и у первого в свое время было немало сторонников, до истошного визга, до хрипоты в горле отстаивавших советскую интерпретацию истории кочевой цивилизации.
Но их карта оказалась бита. Уж слишком много очевидных ляпов и исторических не состыковок было у той советской историографии.
Начало времен
Практически на момент нашей независимости у казахов под рукой не было ни своей финансовой системы, ни собственной экономики, ни истории. Если не считать за учебник истории двадцатистраничную брошюрку, в которую в кратко- издевательской манере ее составители попытались запихнуть все прошлое Казахстана, начиная с первобытнообщинного строя и заканчивая периодом построения развитого социализма в КазССР.
Но мы твердо помнили — прошлое народа, его история – это один из краеугольных камней в фундаменте строительства любого государства. И Казахстан здесь не является исключением.
Поэтому в Казахстане уделяли и уделяют огромное значение программе «Рухани жангыру», направленной на патриотическое воспитание граждан нашей страны, на основе изучения прошлого своей родины.
Сегодня уже есть определенные результаты. Археологическими экспедициями в Казахстане найдено захоронение уже шестого по счету, так называемого Золотого воина, относящегося к периоду нашей скифской истории.
Тогда как самое раннее археологическое открытие датируется в Казахстане эпохой неолита.
Это так называемая Ботайская культура, городище каменного века, датируемое V-VI веками до нашей эры. Люди обживали эти места между рекой Урал и Иртышем на протяжении многих столетий. Жилища ботайцев, круглой формы с отверстием в центре крыши для отвода дыма, сделанные из дерева и камня, напоминают по форме казахскую юрту. Среди костей животных, которых ботайцы употребляли в пищу, более 90% относятся к костям лошадей.
Что свидетельствует о том, что первая лошадь на планете была приручена именно в Казахстане. Ботайцы передвигались на лошадях верхом, пили лошадиный кумыз, употребляли в пищу мясо этих благородных животных. И в этом смысле они мало чем отличались от своих нынешних потомков. Современные казахи также любят и казы, и жая, и лошадиный кумыз.
Сегодня на месте, где были впервые найдены артефакты ботайской кочевой культуры, под руководством академика Виктора Зайберта продолжаются научно-исследовательские работы. При этом ученых из многих стран мира безмерно удивляет, как люди в каменном веке могли строить такие изящные и удобные по своей архитектуре дома.
Что не так с западной историографией?
Западные историки, говоря о прошлом казахов, упор любят делать на завоевательных походах гуннов, тюрок и армий Шынгысхана, описывая в своих диссертационных работах зачастую наших предков, как диких, кровожадных и не причесанных варваров.
При этом в их исследованиях куда –то пропадает вовсе тема городов, существовавших тысячелетиями на протяжении всего Великого Шелкового пути. А ведь воинам – завоевателям нужны были в огромном количестве железные наконечники для их стрел и копий, железо для их сабель и боевых секир. Но откуда же было этому добру взяться, если у саков, гуннов и тюрков не была развита собственная металлургия? К сожалению, на этот вопрос западная историография внятного ответа не дает.
Тем более, уже доказано, что первым появлением предметов из железа человечество обязано ранним металлургам Алтая. Именно в этих горах находят сегодня древние шахты, из глубины которых неизвестные нам старатели добывали железную руду.
И вот последняя археологическая находка, сделанная в Казахстане, еще более усложняющая задачу некоторых западных и российских историков, пытающихся в своих работах обосновать отсутствие городов у древних и средневековых насельников этих мест.
В районе Тарбагатая Восточно-Казахстанской области казахстанскими археологами была сделана еще одна выдающаяся находка, полностью переворачивающая само представление о ранней истории нашего народа. В ходе раскопок кургана «Елеке Сазы» было найдено три тысячи золотых изделий, принадлежащих мужчине и женщине из высших кругов сакской элиты. Среди этих золотых изделий есть и такие, которые раньше нигде не встречались. Это женские серьги-колокольчики, золотые пластины с четырьмя наклепками, женское золотое ожерелье с драгоценными камнями.
Поражает сама технология изготовления этих изделий, свидетельствующая о том, что наши предки владели секретами микропайки и обладали огромными знаниями в области свойств металлов. А если принять во внимание, что само захоронение датируется VIII-VII веками до нашей эры, то особая исключительность и ценность такой исторической находки становится и вовсе неоспоримой.
— Это совершенно другой взгляд на историю нашего народа. Все, что мы сегодня находим, говорит о том, что у людей того времени были развитые технологии, металлургическая специализация, а значит, были открыты разрезы, шахты, добыча руды, обогащение, плавка и получение конечного продукта. Была глубочайшая индустриальная культура. Это полностью меняет образ кочевого народа. Именно о таких работах говорил Глава Государства Нурсултан Назарбаев, когда инициировал программу «Рухани жаңғыру». Программа позволяет нам смотреть по-другому на нашу историю. Мы наследники великого народа и великих технологий, — говорит по этому поводу аким Восточно-Казахстанской области Даниал Ахметов.
Так какими они были, города казахов?
Тот, кто помнит город Талгар шестидесятых годов прошлого столетия – тот уже имеет наглядное представление, как жили люди в этих краях и триста и пятьсот лет назад. В том Талгаре шестидесятых люди занимались ремеслами, торговлей, выращивали яблоки и фрукты, ели зелень с собственного огорода, и одновременно с этим держали скотину во дворах.
Утром стада коров и баранов пастух по пыльной грунтовой дороге выгонял на общественное пастбище, по вечерам же хозяйки дожидались своих овечек и буренушек у открытых ворот заборов.
Причем, что удивительно, каждая корова из такого общественного стада сама находила путь домой.
То есть советский Талгар шестидесятых годов прошлого столетия был все еще типичным городом оседло-кочевой цивилизации, где пастушечье скотоводство было неотъемлемой частью городской экономики.
Что мы видим и на примере Талгара средневекового, раскопки которого сегодня активно ведутся казахстанскими археологами.
В средневековом Талгаре почти посреди каждого жилого двора стояла летняя юрта, позволявшая семье горожанина летом откочевывать на джайляу.
Отдельно во дворе размещались помещения для скота и сам дом хозяина, в котором было две или три комнаты. В центре большой комнаты в таком доме помещалась тандырная печь, служившая как для приготовления пищи, так и для обогрева здания. В каждом доме было свое зернохранилище, помещавшееся в подвале. В садах подобного средневекового города, создавая уют, тень и прохладу, росли яблони, груши, сливы и абрикосы. А рядом стоял деревянный топчан с дастарханом, за которым восседали за пиалой с чаем в летние знойные дни сам хозяин дома и его гости.
Притом, что развитию таких городов как Талгар, способствовали мир и торговля, а своим упадком и разрушениям они были обязаны смутам и войнам, собиравшим не раз свою кровавую жатву в казахской степи.
А еще надо сказать.
Сегодня можно много и долго говорить о том, что дала казахскому народу президентская программа духовного возрождения «Рухани жангыру», но одно несомненно. На основе многочисленных исторических артефактов, найденных в последние годы казахстанской археологической наукой, мы научно-обоснованно опровергаем сегодня еще одно не безобидное утверждение в отношении нашего народа, предполагавшее, что у казахов никогда не было своей индустриальной и городской культуры.
Тогда как артефакты из прошлого говорят об обратном. И вот что думает по этому поводу казахстанский академик Карл Байпаков: «Традиции городской жизни (на территории современного Казахстана) восходят к эпохе саков и усуней. То есть уже две тысячи лет назад пошел процесс урбанизации, формирования и развития города».
Но вопрос сегодня стоит не только о городской культуре номадов степи. Речь о куда более важном.
Сегодня мы говорим о том, что на протяжении ряда тысячелетий отнюдь не европейские государства и монархии, которых на то время попросту не существовало, а именно население Средней Азии и Казахстана, наряду с Китаем, Римом, Ираном и Ближним Востоком явили миру первые очаги человеческой цивилизации. Со своей, только им присущей культурой, религией и историей.
Алтынорда
[:]