[:ru]
Начнем с азов. Война в Украине ничего хорошего не несет ни русскому, ни украинскому народу, ни их соседям. Гибнут молодые парни с обоих сторон, их жены остаются вдовами, а дети –сиротами.
И в этой ситуации потрясать и дальше кулаками, и обзывать друг друга бандеровцами и ватой, занятие может и увлекательное, но вредное для экономик и народов обеих государств.
Хорошо уже то, что Россия, в формате Минских договоренностей, согласилась вернуть Донбасс под украинскую юрисдикцию.
Но вот как быть с Крымом?
Для России возврат Крыма означал бы потерю лица и признание своего поражения в развернувшемся противостоянии с Украиной и странами Запада. На что администрация Путина пойти никак не может. Как говориться: бесчестие страшнее смерти.
Но и вечно находиться в противостоянии с западными державами Кремль тоже не может. Силы не те.
Крым, в данном случае, для Москвы оказался чемоданом без ручки. Когда и нести его тяжело, и не выбросишь.
Что же касается Украины, то и для руководителей этой страны вопрос по Крыму принципиальный. Порошенко и его команда, а также те политики, которые придут за ними, ни на каких условиях не признают российские притязания к этой части оккупированной украинской территории.
На первый взгляд, ситуация патовая, когда кажется, что никакого выхода, кроме как дальше продолжать российско-украинскую войну, не существует.
Поэтому и меры по выходу из этого политического тупика должны быть не ординарными, быть может, даже и не имеющими прецедента в мировой дипломатии.
И здесь мы подходим к главному вопросу. Мы знаем, что и руководство дружественно к Казахстану настроенной Украины, и руководство России, в равной степени доверяют Главе нашего государства Нурсултану Назарбаеву.
Так почему бы Порошенко и Путину не договориться, и не передать Крым под номинальную юрисдикцию Казахстана? C тем, чтобы окончательное решение по судьбе полуострова отложить на отдаленное будущее.
Ведь главное сегодня – это прекратить бесполезную братоубийственную войну, победителей в которой мы вряд ли увидим.
Тогда как Крым мог бы стать демилитаризованной территорией, превратившись со временем из яблока раздора в зону экономического комфорта и благополучия, где в равной степени могли бы осуществлять свою хозяйственную деятельность предприниматели из России и Украины.
В чем выгоды такого подхода к проблеме Крыма?
- Данная дипломатическая уловка позволяет сохранить лицо политикам и Украины, и России. И в равной степени играет на соблюдение интересов сторон. Что, в свою очередь, дает шанс на скорейшее завершение конфликта в Украине.
- Номинальная временная юрисдикция Казахстана над Крымом будет полезной и для крымско-татарского населения полуострова, фактически являющегося народом-побратимом казахов.
Татары казахам доверяют, и знают, что мы их не подставим. А значит, и крымско-татарский меджлис в новых условиях может для себя выбрать формат менее эмоциональной политики.
- Казахстан, не та держава, которой нужен Крым. Поэтому, если в будущем российские и украинские политики договорятся между собой о дальнейшей судьбе полуострова, то казахстанская юрисдикция с него будет в тот же день снята.
- И, главное, такая номинальная юрисдикция Казахстана над полуостровом предоставляет достаточное время для перевода отношений между Украиной и Россией из сегодняшних невыносимо скверных, в разряд дружественно-соседских. Как это и было до февраля 2014 года. А в этом заинтересованы не только русские и украинцы, но и казахи.
Алтынорда
[:]