Об узбеках я сказал, уйгур, корейцев упомянул, значит, самое время поговорить об Ассамблее народа Казахстана.
По воспоминаниям депутата мажилиса Серика Сейдуманова, в девяностых, когда президент выступил с инициативой создания АНК, будущее этой организации многим представлялось туманно. Президентом была предложена сама идея, но, вот как ее реализовать на практике, вопрос упирался именно в это. С чего начать? Не существовало ясных и четких ориентиров. Так что многие структуры АНК приходилось изобретать на ходу, по мере их общественной востребованности.
А между тем, представители различных этнических групп, населяющих нашу страну, если быть до конца откровенными, с настороженностью восприняли независимость казахов. Они еще не забыли советский опыт выживания в Казахской ССР, когда те же корейцы, чеченцы, ингуши, карачаевцы, представители других этносов, депортированных в Казахстан, вынуждены были ежемесячно отмечаться в спецкомендатурах, подтверждая, что они никуда не сбежали.
Их жизнь была регламентирована Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 8 января 1945 г. «О правовом положении спецпереселенцев»., Постановлением Совета Министров СССР от 21 февраля 1948 г., Приказом МВД СССР от 8 марта 1948 г., Постановлением Генерального прокурора СССР № 001445/279 ее от 22 декабря 1948 г. «О наложении строжайшего режима среди выселенцев».
Данные нормативные акты закрепили и упрочили и без того бесправное положение спецпереселенцев на многие годы. Депортированным запрещалось разговаривать на родном языке, обучаться в национальных школах, носить свои национальные одежды, не говоря уже о выезде заграницу. И хотя хрущевская «оттепель» принесла облегчение так называемым репрессированным народам СССР, но осадок в головах у многих из нас остался, связанный с воспоминанием о тех временах.
Помню в армии. Меня вызвал к себе замполит дивизиона, майор Киселев: — Слушай Малеев, — сказал он мне: — я слышал, ты дружишь с карачаевцами?- Да, а что? – А ты знаешь, что они враги народа?- ошарашил он вдруг меня своим «необычайным открытием».
Майор, помню, еще что-то говорил, но с этой минуты в качестве уважаемого командира замполит Киселев для меня перестал существовать. А ведь это был уже 1979 год. Не тридцать седьмой, и даже не пятьдесят третий. Выходит, как депортированные народы помнят о мрачных сталинских временах, так помнят о том времени и их враги, до сих пор полагающие, что правда была на их стороне. История сталинистов ничему не учит.
Что же касается Казахстана, то в отличие от идеологов великодержавного имперского шовинизма, у казахов не было претензий к представителям депортированных народов, не по своей воле оказавшихся на нашей земле.
А с другой стороны, враждебность и недоверие по отношению к своим ближним соседям не в традиции казахов. Казахи чужды фашизму.
Вне зависимости от цвета кожи и разреза глаз, все мы равны перед основным законом нашей страны. Так записано в нашей Конституции.
И вот что вспоминает о первых годах становления казахской государственности Дымов Олег Григорьевич, заслуженный деятель Республики Казахстан, старейший представитель Ассамблеи народа Казахстана, председатель болгарского этнокультурного объединения:
— Раньше, допустим, когда я за рубежом говорил, что я из Казахстана многие с удивлением долго чесали затылки, а потом говорили: «А-а, это там где Назарбаев и Медео».А сегодня Казахстан знают все. О нашей стране отзываются, как об одной из наиболее динамично растущих экономик мира. Я помню слова сказанные Римским папой Иоганном Павлом II, сказанные в период посещения им Казахстана: «Многоликость вашей страны не есть ваш бич – это благословение Всевышнего». Другой видный мировой деятель Генеральный секретарь ООН Кофе Аннин после беседы с членами Совета Ассамблеи народа Казахстана, затянувшейся намного дольше протокола, сказал: — Вы даже не представляете, в какой благословенной стране вы живете. Ваша Ассамблея – это маленькая ООН в Казахстане».
В созидательную силу казахстанцев и в мудрость его президента уверовала и болгарская провидица Ванга. Судьба мне подарила возможность встречи с этой необыкновенной женщиной. Было это в 1994 году. В составе миссии ОБСЕ я тогда, будучи депутатом Парламента Казахстана, наблюдал за выборами в парламент Болгарии.
Самолеты в то время летали плохо, и так получилось, что у нас, наблюдателей из Казахстана, выпало целых два свободных дня. И вот чтобы это время как – то занять, болгарские товарищи мне предложили встретиться с Тодором Живковым. Но я, по политическим соображениям, отказался от этой встречи. Однако, попросил болгарских друзей организовать мне встречу с Вангой.
А оказывается, к ней попасть было не просто. К ней на три года была расписана очередь. Люди по три месяца жили в палатках, перед тем как попасть на прием к ясновидящей. Мне ответили с каким –то упреком: «Вы хотя бы нас заранее, за две недели вперед предупредили. А так, мы даже и не знаем, сможем вам чем-то помочь, или нет».
Тогда я предложил: «А давайте просто поедем на авось, примет, так примет, а нет, так нет».
И тут вдруг везение, Ванга меня приняла. И вот мы сидим у нее в комнате, и я, после принятых приветствий и представлений, говорю: «Время сейчас тяжелое. Производства в стране останавливаются, совхозы распадаются, люди месяцами не получают зарплаты. Да еще рядом с нашей республикой, буквально по — соседству полыхают межэтнические пожары. Так что делать нам, украинцам, болгарам, немцам, белорусам, проживающим в Казахстане? Уезжать из страны, или оставаться»?
И тут Ванга, после раздумий резко хлопнув ладонью по столу, говорит: «Сидите там все, вы должны вместе с казахами подняться с колен, а ваш воевода, она так и сказала про Назарбаева, воевода, выведет вас на светлую и широкую дорогу». И еще она высказала ряд пожеланий Нурсултану Абишевичу, которые я при встрече ему передал. Что имела в виду Ванга, и что означали её слова, мне тогда не было ясно. И только через год я понял их смысл и предназначение. Её словам суждено стать пророческими. Наша страна, её экономика, казахстанцы не только поднялись с колен , но и во главе с нашим Лидером нации ведут страну к дальнейшему процветанию.