В романе – антиутопии «1984» рассказывается о нормальном человеке по воле обстоятельств оказавшегося в ненормальных условиях. Но то же самое я наблюдал и в советское время. И в те годы было много нормальных и порядочных людей, кому выпало жить в ненормальном обществе.
Вспоминаю семью своего друга Пашки Катышева, чьи предки когда-то до революции входили в дворянскую элиту города Верного. У Пашки в семье хранился старинный фотоальбом с фотографиями царских генералов и чиновников колониальной администрации.
Помню одну фотографию, на которой был запечатлен молодой красивый офицер со своей девушкой, а сзади на карточке было написано: «Женя, погиб в 1918». И дальше шел длинный мартиролог из не менее десяти имен: «Вадик, погиб в 1918, Славик – в 1918, Николай – в 1918…» Слишком большую и кровавую цену заплатило семейство Катышевых за свою вооруженную борьбу против советской власти. И это тоже один из эпизодов нашей прошлой истории. С ее гражданской войной, когда брат шел на брата.
Причем, дядя Гена, отец Пашки Катышева, отлично понимал, в какой стране мы живем, пытаясь, это свое понимание донести и до нас, четырнадцатилетних подростков. Чем ввергал в ужас и панику мать Пашки, тихую женщину, в которой страх перед репрессивными советскими органами, казалось, поселился на генетическом уровне. Бедная тетя Таня, она боялась и за своего супруга, как бы он чего лишнего не ляпнул на людях, и за своих детей, с их растущим инакомыслием.
«Пираты», — говорил нам дядь Гена: «Если б вы только понимали, что значит жить в нормальной, цивилизованной стране».
И здесь же я хочу упомянуть Михаила Федотовича Пастушенко, нашего школьного учителя русского языка и литературы, привившего многим из нас, своим ученикам, любовь к своему предмету. Детский писатель, он был в послевоенные годы осужден и сослан в один из лагерей, а позже выслан в Казахстан с клеймом «врага народа».
Михаил Федотович никогда не вел литературу по утвержденной школьной программе. Вместо этого он доставал откуда-то интереснейшие книги, зачитывая их нам, своим ученикам. Михаил Федотович читал нам Солженицина, Бунина, Шукшина, Айтматова, Олжаса Сулейменова, вместо утвержденных по школьной программе скучнейших писателей эпохи «соц.реализма».
К тому же Михаил Пастушенко мастерски владел литературным русским языком, а искрометный юмор в его речи делал его любимцем всей школы. Словом, он был самым настоящим педагогом с большой буквы, наставником детей, какие еще изредка встречаются в наших школах.
Вот только тому ли он нас учил, возникает вопрос, с точки зрения советской педагогики?