АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Серик Малеев. Зачем казахам сегодня нужен Шынгысхан.[:]

[:ru]

bez-nazvaniyaИсторию побежденных пишут победители – старая сентенция, не теряющая актуальности и в наши дни.

Следовательно, глупо задаваться вопросом: — почему российская империя на пике своего могущества силой навязывала свою историческую интерпретацию событий прошлого порабощенным ею народам? Тот же Сталин недаром говорил об истории, как о политике, направленной в прошлое.  Тот, кто управляет прошлым, тот управляет и настоящим – важно понять этот главный принцип в политике.

Поэтому, когда некие доброхоты сегодня заявляют казахам, мол, зачем вам знание своей истории, живите настоящим, нам важно осознать, что это направленная провокация. И что народ без знания своего прошлого – это не народ, а быдло, готовые рабы, которым не важно, в какое стойло их загонят.

И наоборот, когда люди знают и помнят свою историю, то у них появляется возможность сравнивать, а как бы на ту или иную современную ситуацию отреагировали их предки? А какие у наших предков были понятия о человеческом достоинстве, о добре и зле? И это та самая историческая память прошлого, которая нам помогает выжить в настоящем.

Не скажу, что история казахского народа во всем идеальна, но и в ней были и свои славные моменты, заслуживающие с нашей стороны самого подробного анализа и изучения, с целью понять, а чего мы можем, потомки тех кочевников, что когда-то владели обширной территорией от Днепра до Тихого океана.

И в этом отношении, конечно, Шынгысхан казахам нужен. Нужен как символ. Символ того, чего мы можем добиться, если сумеем сохранить единство в своем народе.

Какие наши доказательства?

Не буду подробно перечислять все доказательства, обосновывающие принадлежность Шынгысхана к казахам, остановлюсь лишь на главном. На перечислении родов и племен, входящих сегодня в казахский этнос. И вот как они выглядят:

 

СТАРШИЙ ЖУЗ:

·         Жалайыр — 101 000 (107 000)

·         Сары-уйсун — 10 000 (16 000)

·         Шапырашты — 70 000 (53 000)

·         Ысты — 50 000 (45 000)

·         Ошакты 70 000 (19 000)

·         Албан — 81 000 (106 000)

·         Суан — 40 000 (35 000)

·         Дулат — 334 000 (373 000)

·         Сиргели — 70 000 (57 000)

·         Шанышкылы — 190 000 (60 000)

·         Канлы — неизвестно (67 000)

·         Шакшам — неизвестно (4 000)

СРЕДНИЙ ЖУЗ:

·         Аргын — 509 000 (753 000)

·         Керей — 90 000 (221 000)

·         Конырат — 128 000 (147 000)

·         Кыпшак — 169 000 (192 000)

·         Найман — 395 000 (557 000)

·         Уак — неизвестно (75 000)

МЛАДШИЙ ЖУЗ:

·         Алимулы — 340 000 (), в том числе:

·         Шекты — 80 000 (140 000)

·         Шомекей — 100 000 (67 000)

·         Торткара — 60 000 (68 000)

·         Кете — 60 000 (95 000)

·         Каракесек — 25 000 (24 000)

·         Карасакал — 15 000 (10 000)

·         Жетыру — 300 000 (), в том числе:

·         Табын — 80 000 (155 000)

·         Жагалбайлы — 70 000 (78 000)

·         Керейт — 35 000 (12 000)

·         Тама — 70 000 (93 000)

·         Телеу — 20 000 (10 000)

·         Кердери — 20 000 (32 000)

·         Рамадан — 5 000 (11 000)

·         Байулы — 550 000 (), в том числе:

·         Адай — 90 000 (140 000)

·         Байбакты — 40 000 (88 000)

·         Берш — 70 000 (97 000)

·         Таз — 30 000 (37 000)

·         Шеркеш — 40 000 (45 000)

·         Маскар — 20 000 (18 000)

·         Тана — 25 000 (35 000)

·         Кызылкурт — 40 000 (15 000)

·         Алтын — 25 000 (17 000)

·         Жаппас — 70 000 (43 000)

·         Ысык — 20 000 (40 000)

·         Есентемир — 20 000 (18 000)

·         Алаша — 60 000 (85 000)

Не входящие в жузы:

·         Торе и толенгиты — (53 000)

·         Ногай-казахи — (18 000)

·         Кыргызы (род) — (12 000)

·         Кожа — (26 000)

·         Каракалпак (род) — (5 500)

·         Сунак — (4 500)

 

Не входящие в жузы:

  • Торе и толенгиты — (53 000)
  • Ногай-казахи — (18 000)
  • Кыргызы (род) — (12 000)
  • Кожа — (26 000)
  • Каракалпак (род) — (5 500)
  • Сунак — (4 500)
  • Прочие — (31 000)

 

 

Источник Википедия.

images

Остается добавить, что многие из этих родов и то, каким образом они выстраивали свои союзнические или враждебные отношения с Великим полководцем, довольно подробно описаны в основном источнике по Шынгысхану, в «Сокровенном сказании». Тот же род торе известен больше, как род прямых потомков Шынгысхана, а род толенгитов – это род гвардейцев Великого полководца.

 

И теперь, для сравнения, возьмем рода и племена халха, этих современных «монголов», имеющих самое опосредственное отношение к монголам древности.  

халхабуряты (баргуты), ойраты (калмыки), чахарыхорчиныхарачиныарухорчинытумэтыджалайтыавгаавганарыбааринычипчиныму-мянгатынайманыаоханеоннютыдурбэн-хухэтыуратыгорлосыордосцыхонгиратыджарутыузумчиныхучиты

тудаурыдунсянебаоань.

 

Кто внимательно изучал первоисточники, тот может подтвердить, что ни один из этих родов, кроме найман, нигде не задокументирован в качестве племени, поддерживавшего или воевавшего против Шынгысхана.

И даже более того. По истории средних веков о них мы вообще ничего не знаем. Где они были во времена Шынгысхана? Что делали? И какова из роль в исторических завоеваниях прошлого – сие есть загадка большая.

А что же касается тех же найман, то на сегодня это один из самых крупных родов в составе казахского этноса.

Как видим, для любого историка, если только ему не застят глаза советские учебники по истории, не представляет особого труда проследить цепочку родо-племенных связей народа, когда-то назвавшего Шынгысхана своим предводителем.

Однако и это не главное

Мы живем в интересное время. Шесть тюркских государств стали независимыми в конце девяностых годов прошлого столетия. И для них стало актуальным возвращение к исторической правде, которая была от них скрыта под напластованиями исторической лжи. Империя развалилась, и вчерашние победители сами оказались в числе побежденных.

Поэтому историческая правда о Шынгысхане оказалась важна не только для казахов, но и для всех родственных нам народов, имеющих самое прямое отношение к великому полководцу древности, для татар, для ногаев, для узбеков.

Ведь оттого, как хорошо мы будем знать свое историческое прошлое, в немалой степени будет зависеть и то, какое будущее мы для себя построим.

И в этом отношении правда о Шынгысхане, которая сегодня тиражируется в Казахстане – это всего лишь первый и крохотный шаг на пути создания единой общетюркской истории, которая в будущем может помощь тюркам вновь обрести когда-то в прошлом утерянное ими единство братских народов. А ведь когда народы едины, они и не победимы.

И это самый главный урок нашей общей тюркской истории, завещанной нам Шынгысханом.

 

Алтынорда

 

 

 

 

 

 

 

[:]