Урок главный. Митинги, прошедшие во многих городах Казахстана, показали, что нашему народу не все равно, какие проекты наверху принимает Власть.
А с другой стороны, поправки к Закону о земле, лоббируемые теперь уже бывшим министром Досаевым и некоторыми депутатами, стали наглядным подтверждением того, насколько расходятся интересы казахстанской крупной буржуазии и новоявленных казахских латифундистов с интересами простого народа.
И если первые мечтают на такой продаже заработать еще большие деньги, то народ совершенно справедливо опасается, что простому сельскому жителю, у которого денег порой не хватает, чтоб собрать ребенка в школу, при таком раскладе земли и вовсе не достанется. А ведь земля это наше общее достояние. За нее наши предки проливали свою кровь.
В еще меньшей степени людей «радуют» скандальные поправки к Закону, наделяющие правом двадцатипятилетней аренды казахстанской земли иностранных инвесторов.
Таким макаром, предполагают представители казахской интеллигенции, мы и вовсе можем остаться без своей земли. Чтоб не случилось так, что однажды мы проснемся, а вокруг нас одни китайцы.
И это то, о чем сегодня говориться на любой казахстанской кухне, едва ли не в каждом доме. Инициатива министерства национальной экономики РК, в данном случае, вызвала разрушительный эффект в умах миллионов наших сограждан, сравнимый с эффектом разорвавшейся бомбы. Идет де сакрализация имени президента.
Поэтому отставка министра нацэкономики Ербулата Досаева, а до этого увольнение вице-министра Каирбека Ускенбаева – главного разработчика скандальных поправок к Закону о земле, со стороны президента Назарбаева является вполне обоснованным шагом.
Президент Назарбаев, выступая на расширенном совещании правительства, был абсолютно прав, когда подчеркнул, что законы в нашей стране должны приниматься во благо людей, а не в ущерб их интересам.
Не менее обоснованной выглядит в свете происшедшего и наложение Главой государства моратория на принятие поправок к Закону о земле.
В защиту президента замечу лишь, что подобные законы о продаже земли в частную собственность существуют во многих странах с рыночной экономикой, и особого ажиотажа среди жителей этих государств не вызывают. Но там другое дело. В этих странах общественность к принятию таких решений, затрагивающих интересы каждого гражданина, приходит
в результате долгих и открытых обсуждений, а не так, как у нас, когда судьбоносные решения принимаются келейно, в тиши министерских кабинетов, безо всякого обсуждения с населением страны.
Так, за кого нас держат – возникает вопрос, за быдло, или за сознательных граждан, которым есть самое прямое дело до всего, что происходит в нашем общем доме?
Несанкционированные митинги, прошедшие в ряде городов Казахстана сегодня достаточно убедительно свидетельствуют, что подобные совковые подходы со стороны наших отдельных чиновников уже не работают, и надо искать новые формы выстраивания отношений по линии власть – народ.
Что предполагает под собой полное переформатирование общественных отношений. Это для всех нас хороший урок. От келейности и закрытости в принятии решений власть должна переходить к открытому диалогу с народом. Необходимо создавать открытые площадки для обсуждения тех или иных вопросов, возникающих в обществе. Когда на место ныне действующей дискредитировавшей себя схемы диалога власти с народом, осуществляемого по принципу: мы тут наверху решение приняли, а вы там, внизу, журналисты, политологи и эксперты давайте его обосновывайте и защищайте, необходима новая формула. Руководство страны должно перейти к более эффективному и безопасному для самой власти механизму выстраивания отношений, при которой президент и правительство выставляет на обсуждение проблему, а общественность обсуждает ее и предлагает свое решение. И вот тогда судьбоносные решения, затрагивающие интересы миллионов наших сограждан, будь это вопросы пенсионной реформы или триязычия, будут приниматься всей страной, а не отдельными чиновниками. Что и станет гарантией не повторения критической ситуации, подобной нынешней.