[:ru]
Конвенция о статусе Каспийского моря стала результатом длительной работы дипломатов, политиков, экспертов. Обсуждение в разных форматах проходило более 20 лет. Столицами Саммитов за 16 лет становились Ашгабад, Тегеран, Баку, Астрахань, и вот, Актау, где совершилось, безусловно, историческое по своему значению событие. Именно здесь 12 августа главы пяти прикаспийских государств подписали историческую Конвенцию, заложив в ней основы по формированию нового пространства безопасности в акватории Каспийского моря.
Лидеры наших стран договорились о нескольких принципиальных аспектах.
Определены 15-мильная зона территориальных вод, рыболовная зона шириной 10 миль и общее пространство. Прикаспийские страны смогут осуществлять недропользование в своих секторах. По Каспию будут прокладываться трубопроводы в рамках соблюдения экологических требований. Основная площадь водной поверхности Каспия остается в общем пользовании сторон, а дно и недра делятся соседними государствами на участки по договоренности между ними на основе международного права. Вопрос о методике определения разграничительных линий на Каспийском море вынесен за пределы Конвенции. Главное достигнуто политическое решение по поводу принципиального вопроса о статусе самого водоема.
Следует отметить, что Каспий приобрел эксклюзивный статус и на него не распространяются нормы Конвенции по морскому праву 1982 года, касающиеся открытых морей и океанов. То есть, Каспийское море фактически является внутренним озером и является частью территории 5 государств. Соответственно, Конвенция фиксирует положение о недопущении присутствия на Каспии вооруженных сил внерегиональных держав.
Для того, чтобы дальше двигаться в решении вопросов, связанных с реализацией такого внутрирегионального статуса Каспия, создается база экспертных и политических площадок.
Это механизм пятисторонних регулярных консультаций под эгидой МИД на уровне заместителей министров иностранных дел/полномочных представителей прикаспийских государств. Тем самым переговорный процесс с высокого уровня, связанного с реализацией массы протокольных аспектов, переводится на практический уровень, когда взаимодействие будет происходить между курирующими вице-министрами. То есть работа с переходом на практический, межведомственный уровень будет интенсифицирована. Согласно договорённости первые консультации пройдут не позднее февраля 2019 года, в течение шести месяцев со дня подписания Конвенции. Главы пяти прикаспийских государств дали поручение своим ведомствам приступить к разработке и согласованию проекта соглашения, касающегося методики установления прямых исходных линий.
Из этих концептуальных договоренностей исходит возможность использования транзитного потенциала Каспия, который на сегодня не реализуется в полную силу.
Следует отметить, что 11 августа в преддверии прикаспийского саммита состоялось открытие мультимодального порта Курык, что стало западной точкой большого сухопутного маршрута от китайского Ляньюнганя до границ Казахстана в рамках проекта «Один пояс – Один путь».
Казахстан построил более 2 тыс. км автобана между Россией и Китаем по проекту «Западная Европа-Западный Китай», а также новый терминал на Хоргосе. Теперь инфраструктура путей и дорог, проложенная через Казахстан, пробивается на запад.
Президент Азербайджана на Саммите заявил об открытии порта Алят, который обеспечит полную интеграцию транспортных потоков. Отсюда проистекает еще два соглашения, принятые на Саммите в Актау, о торгово-экономическом сотрудничестве и в области транспорта. Они будут способствовать дальнейшему укреплению и развитию взаимодействия прибрежных государств в промышленной, торговой, энергетической, транспортно-логистической, инновационной, туристической, информационной и других сферах.
Важный компонент всех договоренностей – это развитие южной акватории Каспийского моря. Не случайно, что наш южный сосед – Туркменистан, в следующем году примет у себя первый Каспийский экономический форум.
Для Каспийского региона очень важно, чтобы все страны развивались сбалансировано, в особенности это связано с проблемами обеспечения безопасности. Каспий расположен между Ближним Востоком и Афганистаном. В этой связи, прошедший Актауский саммит не обошел тематику сирийского конфликта и выстраивание системы безопасности в Центральной Азии и Закавказье.
Тема безопасности нашла отдельное рассмотрение в ходе встречи глав государств в Актау.
На саммите было поручено разработать и принять согласованные меры доверия на Каспии в области военной деятельности на море, подписаны протокола о сотрудничестве в области борьбы с терроризмом, организованной преступностью, о взаимодействии пограничных ведомств к Соглашению о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском море от 18 ноября 2010 года.
Все пять прикаспийских государств в целом несут ответственность за поддержание безопасности на море и управление его ресурсами.
На саммите был дан четкий сигнал, что судоходство, рыболовство, научные исследования и прокладка магистральных трубопроводов должны осуществляться по согласованным сторонами правилам.
Отдельным аспектом прошедшего саммита стал экологический. В частности, на встрече президентов Казахстана и Туркменистана была затронута тематика спасения Аральского моря. Необходимо оберегать Каспийское море, чтобы его не настигла та же участь, что и Арал.
Экологический фактор должен учитываться при реализации масштабных морских проектов, а все стороны несут ответственность за ущерб, нанесенный экологической системе Каспийского моря.
Таким образом, следует отметить всесторонность повестки вопросов, которые были затронуты лидерами стран на состоявшемся саммите. При этом его важный посыл – обеспечение нормального функционирования стратегически важного ареала вокруг Каспия.
Алтынорда
[:]