Казахстан сталкивается с тревожной тенденцией: за второй квартал 2025 года в страну было нелегально ввезено почти 1,5 тыс. тонн бывших в употреблении автомобильных шин, информирует Altyn-orda.kz
Эти данные, озвученные Главной транспортной прокуратурой, свидетельствуют о системном обходе запрета на ввоз опасных отходов — с использованием лазеек в таможенных процедурах.
По информации inbusiness.kz, речь идёт о 159 эпизодах, зафиксированных с апреля по июнь в одном из регионов. Ввоз осуществлялся под видом поставок вместе с колесными дисками, что позволяло обходить строгие экологические нормы и снижать уровень таможенного контроля. Подобные случаи отмечались и в предыдущие годы — например, в другом регионе с 2022 по 2024 годы в страну поступило более 200 тонн аналогичной продукции.
Согласно действующему законодательству, бывшие в употреблении шины официально классифицируются как опасные отходы. Их переработка требует специализированной инфраструктуры и строгого контроля из-за потенциальной угрозы для окружающей среды и здоровья населения.
После вмешательства прокуратуры Комитет государственных доходов усилил контроль на границе и пересмотрел параметры в системе управления рисками. Однако вопрос остаётся открытым: насколько устойчивы эти меры и сможет ли государство перекрыть каналы серого импорта, превращающего Казахстан в транзитную зону для утилизационного мусора?
Проблема утилизации шин носит глобальный характер, но в условиях Евразийского экономического союза она приобретает дополнительные нюансы. Лазейки в таможенном регулировании, недостаточная прозрачность поставок и дефицит мощностей по переработке в самой стране создают благоприятную почву для нарушений.
Если меры контроля не будут сопровождаться системной реформой — как в области экологической ответственности, так и в сфере трансграничной логистики, — Казахстан рискует столкнуться с масштабной экологической и регуляторной проблемой в ближайшие годы.