Народ в потоке историиНовости Казахстана[:ru]Шынгыз-хан: неизвестное об известном[:] 29.04.202129.04.2021 [:ru] 15 января 2021 года в «Казахстанской правде» была опубликована моя статья «Правда о тюркских народах и Шынгыз-хане». Она вызвала большой интерес, о чем свидетельствуют более 34 тыс. просмотров на сайте газеты. В сегодняшней статье мы продолжаем тему происхождения Шынгыз-хана и возможного места его захоронения. Подлинная история тюркского народа, из мугулской ветви которого вышел создатель Великой империи Шынгыз-хан, изложена в средневековых трудах Рашида ад-Дина Хамадани «Жамиг ат-тауарих» и Шараф ад-Дин Али Йазди «Зафар нама» на персидском языке. Эти книги переведены на казахский язык впервые в 2018 и 2019 годах уникальным знатоком персидского языка Зарипбаем Оразбаем. В данной статье из «Жамиг ат-тауариха» и «Зафар намы» приведены отдельные сведения, которые могут дать читателю общее представление об истории тюркских племен и Шынгыз-хана. Один из трех сыновей пророка Ноя по имени Яфес, его также называют Абулжа-ханом, отцом всех тюрков, отправился на восток и обосновался у подножия высоких гор Уртак (Таласский Алатау) и Куртак (Каратау). Он вел кочевой образ жизни (вблизи нынешных городов Тараз и Сайрам), имел зимовки в местностях Борсык, Какиян и Каракурум. Своих потомков Яфес отправил на север, северо-восток и северо-запад. Потомков сына Яфеса по имени Турк стали называть турками, а места их проживания Туркестаном. Он стал первым их ханом, внедрил институты государственного управления и ханскую структуру в Туркестане. Эти данные играют важную роль в понимании истории возникновения тюркских племен, являясь одним из убедительных доказательств достоверности древней легенды казахского народа о том, что жизнь человечества после потопа началась с горы Казыгурт, которая находится в Туркестанской области. Таким образом, тюрки относятся к числу древнейших народов мира (они появились более 5 000 лет назад). А Туркестан – прародина, золотая колыбель, благословенная земля для всех тюркских народов. Ханское правление передавалось от поколения к поколению по наследству (Турк – Алынжа – Дебакуй – Гук – Алынжа-хан – Мугул-хан – Кара-хан – Огыз-хан). У Алынжа-хана были сыновья-близнецы Татар и Мугул, со временем их имена стали именами татарских и мугулских племен. Из татарской ветви произошли 8 правителей, из мугулской – 9. Ключевой фигурой у древних тюрков был Огыз-хан, который выбрал путь Аллаха, начал бороться за улус и армию. Огыз дал своим родным братьям, другим присоединившимся к нему людям, прозвища «уйгур» (означает «объединение, оказание помощи»), «канлы», «кыпшак», «карлык», «калаш», «агаш ери», которые впоследствии превращаются в названия одноименных тюркских племен. Народы, возникшие до Огызского периода, и не присоединившиеся к нему двоюродные братья и общины, происходящие от его братьев и их детей, делятся на две части. Первая ветвь: жалаир, сунит, татар, меркит, курлеуит, тулас, тумат, булагашын, керемушын, урасут, тамгалык, таргут, ойрат, баркут, коры, толенгит, кустемай, орман уранхай, куркан и сукайыт. О происхождении этих родов ничего не известно из-за их древнего происхождения. Вторая ветвь: народы, которые только в эпоху Шынгыз-хана получили имя мугулов. Ранее у них были свои государства. Это керейты, найманы, унгиты, тангуты, бекирины, кыргызы. Об этих племенах все подробно известно. Огыз в ходе походов подчиняет себе Иран, Сирию, Египет, Рим, германские племена и другие страны. Затем возвращается в свои исконные земли в Уртаке и Куртаке. У Огыза были сыновья Кун, Ай, Жулдыз, Кок, Тау и Тениз. Первых трех назвали Бозок, остальных – Ушок. От этих шести сыновей Огыза родились 24 внука. Их имена и прозвища впоследствии становятся именами, лозунгами племен, происходящих от их бесчисленных ветвей. Для каждого внука Огыз определил должность, положение, имя и прозвище, знаки и тамги, чтобы не возникли междоусобицы, а также животных в качестве ункуна (тотема). В каждую эпоху из 24 ветвей появлялся один могущественный царь, и его династия долгое время находилась у власти. Так, много лет государством правила династия Салура (сына Кок-хана). Затем государство переходит к династии Аймура (тоже потомок Кок-хана). Султаны и предки династии Селжуков, царствовавшие в регионах Турана и Ирана почти 400 лет и правившие народами, обитавшими на территории от отдаленных районов Египта до китайской границы, произошли из ветви сына Тениз-хана Кыныка. После смерти Огыза трон переходит к его сыну Кун-хану, от него к Ай-хану, затем к Жулдыз-хану, Менли-хану, Тениз-хану и к Ел-хану. Ел-хан сражается с войсками Тура, тогдашнего царя Туркестана и Мавреннахра и его союзника, татарского царя Сайунж-хана. В той войне остаются в живых только сын Ел-хана – Киян, а также сын его дяди по материнской линии Нукуз и их законные жены. Эти события произошли через тысячу лет после смерти Огыз-хана. В «Жамиг ат-тауарих» сказано об этом так: «В древние времена, приблизительно две тысячи лет назад, произошедшее между родом мугул и другими тюркскими племенами разногласие привело к войне, которая завершилась поражением мугулов. Кроме двух мужчин и двух женщин никто не выжил». «Жамиг ат-тауарих», как известно, написан в 1300–1316 годах. То, что произошло 2 000 лет назад до этого, соответствует VIII в. до н. э. Значит, Огыз жил в XVIII в. до н. э. Все роды мугулов происходят от этих двух людей по имени Киян и Нукуз, которые в VIII в. до н. э. вместе с женами спаслись в глубоком ущелье Ергене кон («кон» означает «подножье горы», а «Ергене» – «вертикальный», т. е. подножие вертикальной горы), в течение последующих 400 лет разумножались там, а в IV в. до н. э. вышли оттуда и жили в тех краях. Местность под названием Ергене кон мы нашли на «Карте Российской империи и Великой Татарии» Ф. Л. Гюссфельда (Нюрнберг, 1786), она находится на левом берегу реки Или. По нашему мнению, Ергене кон – это Шарынское ущелье в Алматинской области, которое полностью соответствует его описаниям в «Жамиг ат-тауарихе». Шарынское ущелье имеет длину 154 км и ширину до 3 км, его растительный и животный мир очень богат и вполне приемлем для жизни людей. «Золотой человек» из Иссыкского кургана принадлежит именно этим мугулским родам. Слово «мугул» обозначает «мұң ұл», т. е. «мұңлы бейшара» – «грустная бедняжка», «приветливый, добродушный, скромный». Мугулы, выходцы из Ергене кона, со временем разделились на две группы. Первая группа (мугулы-дурликкены) – племена, происходившие от потомков Кияна и Нукуза: нукуз, уранхай, конырат, келенгит, кунжун, усунь, сулдус, елдуркин, уранауыт, конкотан, арулат, екерес, олкунут, коралас, елжиген, кунлеут, баяуыт и гинжит. Вторая группа состоит из двух ветвей. Нируун: катаган, салжуыт, тайжуыт, хуртиган, сижуыт, шинас – их еще называют нукузом, нуякын, дурбен, барын, барлас, хадаркин, журият,будат, дукулат, бисут, сукан и кункайыт. Эти племена, исходя из приведенных в «Жамиг ат-тауарих» данных, появились только в VII в., после того как руководимые Борте шином племена обосновались в Бурхан Калдуне. Харуун: они называются также киятами. Это возрожденное название племени Кият, которое берет начало от Кабыл-хана, третьего деда Шынгыз-хана, и только его потомки считаются киятами. Их состав: журкын, жаншиут, кият-жасар и кият-боржиген, что означает голубоглазый человек. Ветвь Кият-боржиген берет свое начало от отца Шынгыз-хана. В «Жамиг ат-тауарих» неоднократно указано, что все вышеперечисленные мугулские роды относятся к тюркам, места их расселения и кочевки граничат между собой, территория каждого племени четко разграничена. Их внешний вид, языки и говоры близки друг другу. Их ареалы обитания в те времена простирались от границ Уйгурского уалаята до границ Китая и Журши (якутов), в так называемом уалаяте Мугулстан. В «Жамиг ат-тауарих» и в других средневековых книгах на арабском, персидском и шагатайском языках слово «монгол» вообще не встречается. Это слово появилось только в XIX веке в результате неправильного прочтения и транскрипции старинных письменных трудов на персидском языке, а также из-за имеющихся особенностей в написании тюркских слов на парси. От Борте шины, который был главой нескольких родов, вышедших из Ергене кона, появились на свет Баташы и Тамаш, от Тамаша родился Курышар, от него – Аужам Боригул, далее – Жеке Нидун – Сим сушы – Каржу – Дубун Баян. Они жили в долине рек Унан, Килуран и Тугла, которые берут свое начало с гор Бурхан Калдун. По нашему мнению, эти реки и горы – нынешние реки Бухтарма, Кара-Иртыш, Курчум и горы Тарбагатай (Бурхан) и Листвяга (Калдун) в Восточно-Казахстанской области. Выводы основаны на данных «Карты Киргизской степи и Туркестанского военного округа» (1866, Санкт-Петербург), карты «Верхнее Приобье и Прииртышье» Ф. И. Страленберга (1730, Стокгольм), «Калмыцкой карты» шведского офицера И. Г. Рената, карты «Русский Алтай», атласа «Туран на старинных картах», карты Восточно-Казахстанской области (2000), а также книги К. Риттера «Землеведение» (1866). У вышеназванного Дубун Баяна была жена по имени Алан Куа из рода коралас. От их сыновей Билгенетая и Богенетая происходят два мугулских рода. После смерти мужа у нее появляются еще три сына – Букун Катаки, Букату Салджи и Боданжар, зачатые от святых лучей. Генеалогия всех родов, происходящих от Алан Куа, ясна и достоверна, так как мугулы учили своих детей сызмальства знать свое происхождение наизусть. Династии, начинающейся с Аланы Куа, куда восходит родословная Шынгыз-хана, около 400 лет. Они существовали в первые периоды халифата династии Аббасидов, в период Саманидского государства. Правление династии Аббасидов началось в 750 году. Шынгыз-хан родился в 1155-м. Тогда время существования Дубун Баяна и Алан Куа соответствует 755 годам. А Дубун Баян является потомком Борте шины в седьмом колене. Если учесть, что в среднем каждое поколение появляется на свет раз в 28 лет, то получается: Борте шина родился в 559 году (755 – 28 x 7 = 559). И на момент прибытия в Бурхан Калдун он был примерно в 40-летнем возрасте. Как представляется, основная причина переселения возглавляемых Борте шиной родов в Бурхан Калдун связана с распадом Тюркского каганата и образованием в другой части Алтая Восточно-Тюркского каганата. Из этого можно сделать вывод, что прародитель Шынгыз-хана Борте шина («Борте» – имя человека, «шина» указывает на род) произошел от племени ашина, основавшего Восточно-Тюркский каганат. У внука младшего сына Алан Куа Боданжар-хана по имени Дутум Манин родились 9 сыновей. После смерти Дутум Манин-хана его жену и их 8 детей убили. Оставшийся в живых 9-й сын по имени Кайду вскоре занимает ханский трон отца, перевозит свою орду в ложбину Жаралем у реки Иртыш. Там родились его сыновья Байсынкур, Шарака линкум, Жаушын. После Кайду-хана престол занимает Байсынкур-хан, передавший ханство своему сыну – Тумбине, у которого также было 9 сыновей. По данным автора «Зафар нама» Шараф ад-дина Али Йазди, один из двух сыновей-близнецов Тумбине-хана Кабыл-хан – прапрадед Шынгыз-хана, а другой – Кажулы является предком Амира Темира в восьмом колене. От Тумбине ханство переходит к его сыну Кабыл-хану, от него – Кутла-хану, далее к другому сыну Кабыл-хана – Бартану баһадуру, от него – к Жесугей баһадуру. Жесугей баһадур добился самых успешных побед над татарами, которые из числа тюркских племен в ту эпоху были самыми известными и самыми многочисленными по численности войск. В одной из таких войн Жесугей убивает татарского правителя Тимужина Уга и Коры Бука. Когда он вернулся с войны, у него родился первенец. Это событие сочли благодатным знаком и сыну дали имя Тимужин (Темиршын). Когда Жеcугей умер, Тимужину было 13 лет. Он родился в местности Булук Булдак, в низовьях реки Унан (Бухтарма). Оттуда до гор Бурхан Калдуна можно добраться за шесть дней. Местность Булук Булдак мы нашли на картах С. У. Ремезова «Каменная степь» и «Чертежная книга Сибири» (1701). Расстояние от места впадения Унана (Бухтармы) в Иртыш до самой восточной части Бурхан Калдуна (горы Белуха) составляет 406 км, то есть действительно займет шесть дней на коне. В предыдущей статье я уже писал о том, что по воле переводчиков «Жамиг ат-тауарих» на русский язык место рождения Шынгыз-хана, его ставка в долине Каракурым, где Угетай каган построил одноименный город и великолепный дворец, без каких-либо пояснений с берегов Иртыша были перенесены на территорию нынешней Монголии. Таким образом, он и его славный род в один миг превратились в «монголов». Чтобы указанное выглядело правдоподобно, вносились «необходимые» изменения в иностранные и российские карты XVIII и XIX веков. Названия земель озер и рек вокруг Алтайских гор, а также на территории нынешней Монголии (река Онон и другие реки) буквально расписаны от руки. Это наглядно видно в электронной версии вышеназванной карты Ф. Л. Гюссфельда от 1786 года. Все это, безусловно, является одним из ярких свидетельств фальсификации истории Шынгыз-хана. В юности Тимужин переживал много трудностей, вел непрерывные войны. Когда ему исполнился 51 год, он подчинил себе все племена и, вступив на ханский престол, получил прозвище Шынгыз-хан, что означает «сильный и великий царь». До Шынгыз-хана никогда не было великого и могущественного царя, который бы управлял всеми тюркскими племенами, всеми их ветвями, так как у каждого племени были свои правители и амиры. За короткое время Шынгыз-хан покорил множество государств. Он уничтожил своим могуществом большинство непокорных народов. Он сделал мир одним государством, а сердца его обитателей единомышленниками. Он оставил его своему именитому роду и своим великим преемникам. Шынгыз-хан умер в 1227 году во время похода на тангутов. Согласно завещанию, его тело было похоронено в Бурхан Калдуне. «Улы бузруг», где захоронены его останки и куда въезд был запрещен, охранял тысячник из орман уранхаев. На этом месте находятся также останки сына Шынгыз-хана – Толе-хана, а также его внуков Монке кагана, Кубылай кагана и других ханзад (принцев) из их династии. По преданиям, в том же году (после захоронения Шынгыз-хана) на этом месте выросло много деревьев, и образовался большой лес. Поэтому ни одно живое существо не знает, где именно Шынгыз-хан похоронен. Жошы, Шагатай, Угетай, их сыновья и потомки похоронены в другом месте. Тот «Улы бузрук» охраняют амиры из рода уранхай. Места проживания орман уранхаев (долина реки Чингутуй, которая берет начало из озера Бухтарма) и уранхаев (гора Уранхай под Усть-Каменогорском, река Уранхай, впадающая в озеро Маркакол, Уранхайский хребет в районе гор Улытау в Карагандинской области) сохранились на старинных картах. По нашему мнению, часть Берельских курганов, находящихся в Долине царей в Восточно-Казахстанской области, возможно, принадлежат предкам Шынгыз-хана, царствовавшим в Бурхан Калдуне задолго до него. Также можно предположить, что «Улы бузрук» («Великий заповедник»), где похоронены Шынгыз-хан, его младший сын Толе и его потомки, находится где-то рядом. Место, где похоронен Угетай каган, называлось Булдак касыр. Оно расположено на высокой горе, на вершине которой всегда лежит снег. С этой горы текут реки Бесун муран, Туркан, Усун и впадают в Иртыш. От этой горы до Иртыша – два дня пути. Гора Булдак касыр, как мы считаем, одна из вершин горы Тарбагатай на юге современной реки Бухтарма. Протекающие от этой горы реки Сарымсакты (прежнее название Бесун), Теректы (Туркен), Кундызы (Усун) образуют одно русло и превращаются в реку Курчум. Расстояние от Тарбагатая до впадения Курчума в Иртыш составляет около 120 км – двухдневный путь для всадника на коне. В «Жамиг ат-тауарих» приведены данные, что в Бурах Ондире вблизи реки Селенга (на территории нынешней Монголии) находится еще один так называемый «Гурук бузург» («Большой заповедник»). Там похоронены родной брат Кубылай кагана Арык Бука, поднявший мятеж против него, их мать Сургактан бике и другие ханзады (принцы). Этот заповедник охраняли тысячники Жанки коргена из жалаиров и тысячники ойратов. В «Большом заповеднике», по нашему мнению, ранее также были похоронены далекие предки Шынгыз-хана, то есть каганы Восточно-Тюркского каганата из ашинской ветви мугулов: Бумын, Мукан Елтерис, Култегин, Билге и другие. В конце XIX века вблизи этого региона были обнаружены Орхоно-Енисейские древнетюркские рунические надписи (VII–VIII), ставшие бесценным культурным наследием человечества. Безусловно, они принадлежат тюркским и мугулским племенам, которые в древние времена жили в тех краях в указанном каганате. Шынгыз-хан создал гигантскую империю на просторах Евразии и при жизни разделил завоеванные земли и народы между своими сыновьями и близкими родственниками. На долю Жошы выпали земли на западе, куда могли добраться конники его войск; Шагатаю – земли от Алтая до берегов Амударьи; Угетаю – долины Тарбагатая, Емеля и Кобыка; Толе – весь Китай. Ставка Жошы находилась около озера Алаколь; ставка Шагатая – в Алмалыке у реки Или; ставка Угетая – в Емеле; ставка Толе, так как он был младшим сыном, на территории ставки отца – в Каракурыме на берегу Иртыша. После решения Таласского курултая 1269 года образовались три самостоятельных от Кублай кагана государства: улыс Жошы (Улык улус), улыс Кайду-хана (в начале XIV в. в его восточной части появилось государство дулатов – Моголстан) и улыс Шагатая (в 1369–1370 годы на западе этого улыса возникло государство, основанное Амиром Темиром из рода барлас, родственником Шынгыз-хана). В 1465 году на земле между Шу и Козыбас в западной части государства Моголстан на историческую сцену вышло Казахское ханство, основанное потомками Жошы султанами Кереем и Жанибеком. Эти и другие данные вошли в книгу «Шыңғыз хан», вышедшую в прошлом году. Ержан Исакулов, доктор политических наук Казахстанская правда [:]