Рукописный вариант поэмы «Сказание о Едиге и Тохтамыше» был составлен не позднее XV века анонимным автором. Профессор П.М. Мелиоранский считал, что рукописный список поэмы был утрачен еще во второй половине XVIII века. Однако Чингиз Валиханов (отец известного казахского ученого, востоковеда и фольклориста Чокана Валиханова) еще в начале XIX века переписал с более древнего списка один из вариантов поэмы «Едиге», (таким образом, восстановив так называемые утраченные списки) и этот список считается наиболее древним списком из сохранившихся различных вариантов данной поэмы.
Затем Чокан Валиханов дополнил и отредактировал список своего отца.
Однако в изданной под редакцией проф. Н. И. Веселовского в 29 томе «Записки по отделению этнографии Императорского Русского географического общества», сочинения Чокана Валиханова» приводятся следующие данные о рукописи:
«В первый раз Ч. Валиханов услышал эту былину или, как он ее называет, рапсодию в Аман-Карагайском округе, в кочевьях небольшого аула керлеут-кыпчаков от акына Жумагула в 1841 г.; первый список был сделан султаном Чингисом Валихановым со слов кыпчака Жумагула, второй сделан им же с добавлениями из устных преданий разных лиц, третий список был сделан со слов Арсланбая, и наконец, из этих трех списков Чокан вместе с Чингисом составили в 1842 г. свод, переписанный Ахмедом».
Так или иначе, эта поэма, впервые была издана профессором П.М. Мелиоранским под названием «Сказание об Едиге и Тохматыше» в 1905 г. в Санкт-Петербурге.
Данный вариант поэмы отличается древними оборотами и выражениями, не свойственные для современных тюркских языков, (что прямо указывает на старинное происхождение поэмы), на этот важный момент указывал еще П.М. Мелиоранский в исследовании данной поэмы.
Сказание «Едиге» начинается с рождения Едиге и заканчивается его смертью от руки сына Тохтамыша Кадырберды. По казахскому народному преданию усыпальница Едиге находится на вершине горы Улытау в центральном Казахстане.
Среди народов, некогда входивших в состав Золотой Орды – татар, ногайцев и башкир существуют свои варианты поэмы «Едиге». Но наиболее древние и значительные варианты этого исторического сказания сохранились у казахов и каракалпаков. Некоторые казахские роды, живущие у подножья Каратау и по берегам Каспийского моря, считают себя прямыми потомками Едиге.