Склонность молодого населения к вступлению в религиозные объединения экстремистского характера исходит из социального и финансового положения молодежи, считает директор Института философии и политологии МОН РК Зарема Шаукенова. Об этом эксперт рассказала в интервью BNews.kz в кулуарах прошедшего сегодня II Форума религиоведов Казахстана.
На ваш взгляд, чему поспособствует прошедшая перерегистрация религиозных объединений, и поможет ли она в противодействии распространению искаженным, в том числе и экстремистским, суждениям в обществе?
— Я думаю, что новый закон, предусматривающий перерегистрацию религиозных объединений, очень актуален и своевременен. Поскольку, как отмечали и эксперты, и общество, у нас с 1991 года было одно из самых либеральных законодательств в данной области. Мы дали импульс для того, чтобы те, кто хотел заниматься религиозной деятельностью, занимались ею и даже были неконтролируемыми государством.
Эта ситуация была возможна до тех моментов, пока не произошли кризисные моменты в обществе, в том числе и экономический кризис. В экстремистской деятельности участвуют, в основном, молодые люди. Слабая и социальная база, и экономическая, вынуждает некоторых молодых людей в силу слабости их ценностного самосознания и молодости совершать некоторые необдуманные поступки. Этим пользуются недобросовестные религиозные деятели. Государство в праве следить и регулировать эту деятельность. Поэтому та огромная работа, которую провело агентство (по делам религий), является колоссальной, не смотря на то, что наблюдалась ее усиленная критика, оно выдержало очень серьезный прессинг по этому поводу.
Я думаю, что факт того, что более чем тысяча объединений не прошли перерегистрацию, повлияет на общую ситуацию. Во-первых, люди будут подходить более избирательно к определению своего участия в организациях, сами организации будут более ответственно подходить к этому.
Учитывая мировой опыт, где эта деятельность также регламентируется государством, все это нужно активно применять и Казахстану. Поэтому я думаю, что сегодня общая ситуация не такая угрожающая, а в обществе существует множество мифов относительно терроризма, экстремизма.
Вообще, практика террора направлена на запугивание, на то, чтобы мы постоянно чего-то боялись, выйти на улицу и так далее. В то же время, нужно помнить, что достижений в Казахстане очень много, созданы все условия для нормальной и спокойной жизни общества, образования детей и так далее.
Общая деятельность всех институтов нашего государства, властных структур, правоохранительных органов, Агентства по делам религий – все сегодня в обществе закручено таким образом, чтобы эта ситуация была под контролем, и я считаю, на сегодня в стране нет как таковой опасности.
То есть вы считаете, что разговоры о существующих на сегодня проблемах растущего экстремизма среди населения утрированы?
— Безусловно, поводы так полагать, были. Все события, которые мы пережили в течение прошлого года, показали нам, что такие проблемы существуют, что при таком звонке обществу расслабляться нельзя. Поэтому, конечно, государство очень адекватно отреагировало на это. Привело законодательство в порядок, призвало и убедило религиозные организации пройти перерегистрацию, вышло на диалог с обществом. Я думаю, что все это помогло сделать так, чтобы сегодня в обществе эта проблема не была искусственно поднята и взбудоражена. Но при этом, на сегодня еще остаются некоторые проблемы, которые нам предстоит решить.
Так что же нужно предпринять, чтобы не дать молодому населению попасть под влияние представителей различных сект и экстремистских религиозных объединений?
— Я думаю, что, прежде всего, это зависит от всей системы образования и системы воспитания. Ребенок, который попадает туда, как правило, из проблемной семьи. Есть ситуации, когда ребенок и из благополучных семей, в таких случаях есть возможные пробелы в воспитании, из-за чего он находит потребность участия в подобных организациях.
Поэтому нужно внимательно следить за деятельностью молодого человека, чем он живет, какие у него ориентиры. В том числе, важно преподавание соответствующих предметов. Раньше в советское время предоставляли гуманитарные знания, физик ли, химик или математик, весь объем необходимых гуманитарных дисциплин преподавался очень хорошо. В том числе, мировоззрение, идеологию, во что верить, во что не верить, задавались ориентиры воспитательско-просветительского характера.
Сейчас в связи с диалогизацией, многообразием, все это немного было утеряно. Но государство вовремя поняло, что если мы не будем держать этот контроль на госуровне, будут возникать различные проблемы.
Так с какого же времени следует формировать в молодежи правильные религиозные суждения, не предполагающие агрессию и не вызывающие общественный резонанс в последующем?
— В настоящее время очень много дискуссий ведется по этому поводу. Сейчас и мы не готовы сказать, с какого возраста надо человеку давать эти знания. Существует позиция ученых, согласно которой необходимо уже с 4-го класса закладывать основы определенных религиоведческих знаний.
Возможно, это следует осуществлять в рамках таких предметов, как самопознание, преподавать уроки толерантности, говорить о многообразии мира. Важно это делать с позиции светского государства, коим мы являемся. Наряду с этим важно помнить, что у нас должно быть религиоведческое, а не религиозное образование. В целом, данный вопрос на сегодня требует очень серьезного подхода.