АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Сколько зарабатывают писатели в Казахстане и России[:]

[:ru]

И так ли плох самиздат, как о нем говорят

Владимир Высоцкий, Булат Окуджава, Борис Пастернак, Александр Солженицын, Владимир Войнович — эти и многие другие авторы в советское время считались запрещенными, но теперь они классики. И сегодня уже никто не вспоминает о том, что именно благодаря самиздату эти писатели «выжили», потому как сегодня самиздат синоним словам — «некачественный», «невостребованный», «ненужный». Современный читатель убежден, что в самиздат идут только те, кто не прошел «кастинг» в издательства, тот чьи работы не выдерживают никакой критикию Но так ли это на самом деле?

Двадцать лет назад российские издательства начали открывать новые имена в литературе, и мир узнал Донцову, Устинову, Акунина, Дашкову, Степнову и других. На каких условиях эти авторы начинали сотрудничать с издателями мы можем только догадываться. Однако в прессе нередко пишут о том, что сегодня гонорар Марининой за новую книгу может доходить до 800 тыс. рублей, у Акунина уже превышает 1 млн рублей, а у Донцовой и вовсе 7 млн. Во многом эти цифры обусловлены тем, что теперь каждое это имя воспринимается как торговый бренд, обеспечивающий продажи больших тиражей. Но то, что работает со старожилами ниши, на деле оказывается недосягаемой вершиной для начинающего автора.

Кто на новенького?

Спрос на современную литературу растет, и это заставляет издательства искать новые имена. С популяризацией соцсетей и разных интернет-ресурсов, на которых молодые авторы открыто делятся своими работами, делать это стало легче. Но теперь отбор происходит по неожиданной схеме. В приоритете оказываются авторы с внушительной армией поклонников. То есть, если вы начинающий писатель, за жизнью которого в соцсетях следят больше 50 тыс. лояльно настроенных подписчиков, шанс получить предложение от издателя заметно возрастает. В этом контексте речь идет, конечно, о живой и действительно заинтересованной в авторе аудитории, а не о мертвых душах, которых накрутили для красивой цифры.

Но таких авторов единицы, по причине того, что творческий человек не владеет знаниями маркетинга и продвижения. Он умеет писать, но не умеет себя продвигать и тем более продавать. И как результат — издательство таким новичкам может предложить в качестве гонорара сумму не превышающую отметку в 25 тыс. рублей. Учитывая ситуацию с книжным бизнесом в Казахстане, несложно догадаться, что отечественным авторам и такой вариант покажется не просто приемлемым, но во многом и единственно возможным.

 
 

Но, у медали две стороны…

Главный минус такого заманчивого сотрудничества заключен в том, что подписывая договор с издателем, автор передает ему все права на свои книги, которые он напишет в оговоренный контрактом срок. Как правило, на старте договор заключается на три года — именно такой временной отрезок дает гарантии издательству, если не зажечь новую звезду, то хотя бы заработать и отбить затраты. Так же по договору автора обяжут писать минимум две книги в год, а лучше три.

А теперь давайте посчитаем. За три года работы на издательство автор напишет 6-9 книг, и заработает на этом от 150 до 225 тыс. рублей. К этой сумму будет также прибавляться 5% с продаж, но эту цифру просчитать сложно и в связи с небольшими тиражами она не существенна.

Итак, продолжим нашу арифметику. Пересчитаем указанные выше суммы в привычную нам валюту и получим, что за три года работы на издательство казахстанский начинающий автор сможет расчитывать на стабильный заработок от 900 000 — 1350 000 тенге, то есть 300- 450 тыс. тенге в годсоотвественно. При этом отметим, что минимальная заработная плата в Казахстане с 1 января 2019 года составляет 42500 тенге в месяц или 510 000 тенге в год. И теперь сотрудничество с издательством едва ли можно назвать выигрышем в лотерею, а вот кабалой с обязанностями и жесткими сроками сдачи текста — вполне вероятно.

 

И вот тут на сцену выходит альтернатива

Самиздат доступен всем: истинным мастерам слова и стиля, графоманам и даже абсолютным бездарностям, с самооценкой великого прозаика. Но, будет справедливо заметить, что сегодня логотип известного издательства далеко не всегда может гарантировать качественный продукт, даже при условии громкого имени автора и заманчивой обложки. Качество литературы, ее глубина не всегда идут рука об руку с успехом. Издательство вкладывает в авторов деньги, а соотвественно сделает все возможное, чтобы эти инвестиции окупились. В самиздате этого нет. Сюда приходят не за деньгами, а за возможностью творить без оглядки на договор и читательский спрос. Да, здесь все затраты (корректор, редактор, верстка, дизайн обложки) ложатся на автора, но в обмен дается гораздо больше свободы для творчества. Тем более, что для некоторых, самиздат и сегодня остается единственно возможным средством, чтобы высказаться и донести до читателя свою мысль. А потому кто знает, может и современные авторы самиздата, от которых сегодня шарахается в магазинах читатель, еще впишут свои имена в историю современной литературы.

[:]