Туркестан №50
Мы не были участниками народно-освободительного восстания 1916 года, не были живыми свидетелями репрессии 37-го, когда был уничтожен свет нации. О них мы узнали из учебников. А Декабрь 1986 года мы не только увидели собственными глазами, но и были в гуще событий, где пролилась кровь невинных граждан. Мы на себе испытали трудности борьбы на пути к Независимости, через которые прошли наши предки.
Это был период, когда кровавая политика «машины тоталитаризма» достигла своего апогея. Под лозунгами об «интернационализме», «равенстве», «дружбе» казахская земля попала под пресс русской империи, превратилась в тюрьму народов, в беспощадный ядерный полигон. Под прицелом оказались язык и менталитет народа, началась притеснение национальных кадров. Именно в такой ужасный период для страны, на площадь Алматы вышла молодая казахская поросль. Молодежь требовала равенства, справедливости. Однако Декабрьское восстание еще раз подтвердило гнилую сущность российской империи. Власть безжалостно подавила казахскую молодежь, утопила восстание в крови, подвергла молодых людей безжалостным репрессиям и гонениям, пытаясь целый народ обвинить в «казахском национализме». Однако кровавая империя так и не смогла сломить свободолюбивый, вольный дух степняков-кочевников. Наоборот, еще больше закалила и ожесточила казахов. Уже тогда мы точно знали, что многовековая мечта наших предков сбудется, и мы обретем независимость. Лично я горжусь своим поколением, который в борьбе за независимость рисковало всем, и даже жизнью!
В тот трудный для нации период многие сыны и дочери, в груди которых бились мужественные сердца, вышли на площадь. Были на той площади и братья ??лменовы, больше известные общественности, как «три брата — мастеровые». Т?рсынжан, Махм?т, Айтберген — мастера-кузнецы, занимаются сегодня реставрацией боевых доспехов кочевников.
Однако мы хотим рассказать не об этом, а об их участии в Декабрьском восстании, а точнее о подвиге братьев ??лменовых. Подвиг братьев- кузнецов заключается в том, что они не только были в самом гуще событий, но и четко осозновали, как важно будет в будущем показать, какие образцы холодного оружия использовали каратели против казахской молодежи. Отходя от площади, несколько экземпляров такого оружия братья спрятали в яме, рядом с одним из домов. Сделали они так, несмотря на грозившую им опасность. Не это ли подвиг?!
Почему мы заговорили о риске? Потому, что дело этим не закончилось. Когда суматоха и, кампания репрессий стихла, братья вернулись на площадь, и, раскопав спрятанное там оружие, перенесли его в другое место. И только по прошествию многих лет, братья сдали свои трофеи в исторический музей Алматы. Как не назвать это гражданским подвигом?!
Действительно, устный рассказ о событиях той поры — это одно, а увидеть своими глазами вещественные доказательства – это совсем другое. Сложенные крест-накрест две саперные лопаты… Две метровые железные арматуры с резиновыми рукоятками из шланга… Поверх них лежит железный топор с зубцами и длинный железный прут с двумя накочниками, напоминающий вилы… Рядом обыкновенная лопата со сломанной ручкой у основания… Они — свидетели того времени, показавшего, кто на самом деле националисты и шовинисты.
В такие моменты невольно вспоминаешь. Всем известно, мирная демонстрация на площади было насильно разогнана. Каратели никого не жалели. Не щадили ни молодых, ни пожилых, ни матерей, ни детей. Избивали всех, кого могли догнать, творили все, что хотели. А вот чем они были вооружены? Во всех воспоминаниях участники Декабрьского восстания говорят, что против молодежи были использованы различные виды оружия. Есть люди, утверждающие, что видели, как против демонстрантов задействовали служебных собак и тяжелую технику. Выводы специальной комиссии по расследованию «Желто?сан – 86» подтверждают это. Каратели были вооружены саперными лопатками, резиновыми палками, касками и щитами. А созданные по указанию главного палача Декабря дружины из русских рабочих были оснащены длинными железными прутьями с двумя накочниками, обрезками арматуры, специально изготовленными на заводах и фабриках Алматы. Необходимо отметить, именно от этих обрезков арматур в большей степени пострадала казахская молодежь. Именно это вынудило казахов для самообороны «вооружаться» камнями, мраморными плитами, деревянными палками.
Говорить о Декабре можно бесконечно, порождая все новые и новые картины злодеяний карателей. Декабрь – незаживающая душевная рана казахов. Нелегко постоянно бередить ее. Но пусть об истории вещественных доказательств расскажут сами братья ??лменовы.
Т?рсынжан ??ЛМЕНТЕГІ,
старший:
– Мы живые свидели зверств на площади, куда мы вышли сознательно, по своей воле. Мы собственными глазами видели, как насильно разгоняли мирную демонстрацию молодежи, а затем, как бесчинствовали каратели. Мы сами пострадали от невиданной жестокости двуногих зверей, которые в этот день стали послушной дубиной власти. Не без поддержки Всевышнего нам удалось целыми и невредимыми уйти с площади и не угодить в лапы карателей. Не могу сказать, что и мы остались в долгу. Сданные в музей вещественные доказательства тому подтверждение.
Когда речь заходит о Декабре, вспоминаю одну историю. После подавления Декабрьского восстания, широко развернулась кампания «охоты на ведьм» по национальному признаку. Власть, в том числе, наши чиновники — казахи, обвинили казахскую нацию в национализме, стали клеймить казахов, навешивая ярлыки «националистов»». Помню, в то время, прочитав в газете «Правда» статью известной армянской поэтессы Силвии Капутикян и главного редактора журнала «Наш современник» Станислава Куняева, в защиту казахской молодежи, мы были взволнованны. «Есть, оказывается, люди, которые понимают нас», – думали мы. Это невозможно забыть.
Декабрьское восстание стало началом крушения кровавой красной империи. Но это только одна сторона медали. С другой стороны, мы должны помнить, что Декабрь стал очередным поводом для власти, показывающим на что она способна. Мы должны не только помнить об историческом значении Декабря, но и извлекать уроки из него. Человек, не помнящий прошлое, не может строить будущее. Передача вещественных доказательств музею преследовало именно такую цель.
Айтберген ??ЛМЕНТЕГІ,
младший:
– Декабрьское восстание не только расшатало русскую империю, показав казахам — кто внешний и внутренний враг, что такое добро, и что такое злодейство. Восстание стало решающим шагом в обретении Независимости, свидетельством бесстрашия и свободолюбия казахского народа. Во время противостояния на площади мы стали свидетелями героических действий казахской молодежи. К сожалению, там мы увидели не только подвиг казахской молодежи, но и зверство, предательство и бесчестие других. Собственными глазами видели, как каратели забирали из карманов упавших от их ударов людей блокноты, деньги и другие ценные вещи. Самое главное – мы убедились, что в трудный час казахская молодежь способна объединиться в единый железный кулак, и может найти выход из любого положения. Почувствовали, как дух свободы может породить в нас неведомую силу.
…Что же касается вещественных доказательств, ставших экспонатами музея, то за ними стоит целая итория.
С наступлением темноты Правительство использовало ослепляющие прожекторы. В это время бойцы подразделений, прошедших специальную подготовку, огромные верзилы, вооруженные саперными лопатками и железными прутьями, неожиданно напали на мирную демонстрацию молодежи. Сказать честно, это был самый трудный момент для демонстрантов. Поначалу опешившая молодежь, стала давать отпор. А затем, собравшись с силами, стала в ответ избивать солдат, отбирая у них оружие. Однако к ночи солдат стала слишком много, и они вытеснили нас с площади. Мы отступили к магазину «Береке», и стали уходить вниз по улице. Именно, в этот момент нас осенила мысль — спрятать отобранные у солдат лопаты и арматуру. Мы спрятали их в яме, рядом с одним из домов, и наспех засыпали песком и листьями, а сами ушли дальше, вниз по улице. И здесь я хочу дать небольшую справку. Мы жили недалеко от площади Брежнева, каждый день проходили по этим местам. Поэтому мы хорошо знали окрестности. После того, как страсти улеглись, когда агенты перестали рыскать по этим местам, мы, поздним вечером, обвернув вещи тряпкой, вынесли их оттуда. Мы, три брата, прекрасно понимали значимость этих трофеев.
Мы считали, что эти орудия можно будет использовать, как вещественные доказательства в судах. Однако ситуация стало развиваться совсем по другому сценарию. По милости Всевышнего, мы обрели независимость. И эти вещественные доказательства, которые мы сохранили с таким трудом, мы решили сдать в музей.
Махм?т ??ЛМЕНТЕГІ,
средний брат:
– Из истории хорошо известно, что древние кочевники, заложившие основу военного искусства, были смелыми воинами и путешественниками. Русская идеология не позволяла говорить об этом открыто. Не давала возможности. С каких-то пор мы научились смотреть на свою историю глазами русских. Нас вынудили к этому. Декабрьское восстание показало, насколько опасно такое приспособленчество. Если глубже взглянуть на истинную историю колониализма, волосы дыбом встанут о того, что пришлось пережить казахской нации.
17 декабря на площади было много народу. Тогда кто-то сказал, что если мы два-три дня удержим площадь, то к нам на помощь придут международные организации, которые не дадут нарушить права человека. Однако никто не пришел. Люди в форме опасались нас. Затем они перешли к двурушничеству, обратясь с просьбой: «не осложняйте обстановку, бросьте палки, вам же будет хуже». Народ поверил им, побросав палки. Каратели их сожгли. Мы поздно поняли, что совершили ошибку. С наступлением вечера, солдаты, вооруженные саперными лопатками, арматурами и резиновыми палками, перешли в наступление. У молодежи, что вышла на площадь, было лишь одно требование: «Казахскую страну должен возглавлять казах!». Однако тоталитарная система с ним не посчиталось. Это было равносильно оскорблению национального чувства. Это было их главной ошибкой… Сегодня рассматривая те события с высоты прожитых лет, начинаешь понимать, противостояние на площади было не только подвигом молодежи, но и предпосылкой к созданию нашей государственности.
Резюме: Так думают три брата, которые были участниками восстания, подорвавшего фундамент империи. Действительно, Независимость досталась нам нелегко. Не зря пролилась кровь молодого поэта Кайрата РЫСКУЛБЕКОВА.
Те события породили мужество и отвагу в сердцах казахов, оставаясь незаживающей раной. «Мы представители поколения, которое понимает истинную цену Независимости, – говорят они. – Желто?сан и Независимость — неразрывные понятия. Их нельзя рассматривать в отдельности. И это понимание нужно прививать нынешнему поколению».
Вместе с тем нельзя не заметить равнодушное отношение к Декабрьскому восстанию некоторых наших братьев и сестер, находящихся во власти. Смотришь на них, и не понимаешь, почему они так поступают? Потому, что те, кто сегодня сидит «на жирных» должностях — дети предателей -коллаборационалистов, имевших самое непосредственное отношение к преследованию казахской молодежи. И сегодня их отцы боятся раскрытия своих деяний. Известно, страх рождает двуличие, двуличие – двурушничество, а двурушничество рождает предательство. А если так, то пришло время придти к единому знаменателю по Декабрьскому восстанию. Дай бог, чтобы основа Независимости была крепкой, а век ее долгим!
Болат ШАРАХЫМБАЙ,
Перевод Кайрата Матрекова