АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Совершение Хаджа казахстанцами находится под угрозой срыва

Фото 15minut.orgАссоциация туристских агентств Казахстана (АТАК) выражает беспокойство в связи с ситуацией вокруг совершения казахстанскими паломниками Хаджа, сообщил официальный представитель АТАК Денис Кривошеев.

По информации Кривошеева, Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК) заключило меморандум с Королевством Саудовская Аравия о разделении квоты в 5000 человек выделенной для Казахстана, на две равные части: одна отправится на бортах авиакомпании саудитского национального перевозчика FLYNAS, вторая вылетит на священную землю с авиакомпанией SCAT, так как только эта авиакомпания изъявила желание летать в данном направлении.

В связи с этим, АТАК беспокоит несколько вопросов, которые касаются предпринимателей и конечного потребителя — паломника. В стране около 20 туристских компаний, которые осуществляют работу в этом направлении и практически все они оказались в затруднительном положении. Эти же вопросы поднимались 17 июля 2015 года на совещании в министерстве индустрии и развития собранного по инициативе НПП «Атамекен».

Во-первых, по словам Кривошеева, у рынка отсутствует информация о датах вылета на бортах авиакомпаний SCAT и FLYNAS, что в конечном итоге чревато необратимыми последствиями для паломников. Важно отметить, что время уже потеряно, так как «дэдлайн» определен на 18 июля 2015 года. Сроки подготовки туриста-паломника составляют не менее двух месяцев, а Хадж в этом году с 10 по 13 сентября. Известно, что на время Хаджа аэропорты городов Джидда и Медина получают огромную нагрузку и тем не менее, казахстанская сторона еще не заявила даты вылета/возврата, что грозит нашим паломникам остаться дома.

Еще одна проблема заключается в меморандуме, подписанном ДУМК и властями Саудовской Аравии, в котором прописаны требования: не только обязать наших сограждан лететь авиакомпанией SCAT и FLYNAS, но и критически изменить сроки пребывания в королевстве. Согласно достигнутым договоренностям, пребывание паломника на территории Саудовской Аравии должно составлять более 20-ти дней, что повысит стоимость тура. В прошлые годы казахстанские паломники находились в Хадже от 10-ти до 18-ти дней, при этом стоимость поездки составляла в среднем около 3800 USD. После внесенных изменений, стоимость вырастет до 4400 USD.

Кроме того, налицо ущемление прав предпринимателей, которые в прошлые годы могли предоставлять разные по стоимости туристские пакеты: от эконом-класса до уровня VIP.

Как отмечает представитель АТАК, создается искусственная монополия, которая ограничивает свободу выбора в праве воспользоваться другим вариантом вылета. В сравнении авиабилеты на регулярные рейсы авиакомпаний Turkish Airlines, AirArabia, EtihadAirways, FlyDubai дешевле на несколько сотен долларов США, что, в свою очередь, негативно влияет на ценообразование тур продукта.

Также нельзя упускать технические моменты. Авиакомпания FlyNAS не имеет представительства в Казахстане, что усложняет процедуру выписки авиабилетов и ставит под вопрос надлежащее обслуживание рейсов по прибытию. Несмотря на то, что саудитские стороны заявили о желании в ближайшем будущем открыть представительство, это произойдет нескоро, тогда как подготовка к Хаджу в полном разгаре.

Большой вопрос у туристского сообщества вызывает позиция ДУМК. В списке главных целей управления нет ни слова о регулировании предпринимательской деятельности в Казахстане. Для этого существуют правительство и бизнес-ассоциации. Заключенный меморандум между двумя религиозными структурами Казахстана и Саудовской Аравии изменяет правила для предпринимателей Казахстана, что в конечном итоге приводит к удорожанию услуг для конечного потребителя – паломника.

Сообщается, что на данный момент АТАК совместно с национальной палатой предпринимателей «Атамекен», проводит активную работу в разрешении сложившейся ситуации.

Как подчеркивает Кривошеев, сейчас рынок туристских услуг, не успев оправиться после громкого скандала с TengriTravelSystem, рискует получить новую волну нестабильности и подвести пять тысяч человек.