Эксперты предрекают Казахстану лидирующие позиции среди стран Центральной Азии в ближайшем будущем, пишет портал News-Asia.
В то время как Россия, Китай, США и Европа выясняют отношения на мировой политической арене, странам Центральной Азии остаётся только наблюдать за «битвой титанов».
Однако Казахстан не собираеся бездействовать: он намерен выйти на лидирующие позиции в глобальной геополитике. Добиться желаемого РК планирует за счёт развития логистики в регионе – иными словами, воссоздания транспортного коридора под названием «Новый шёлковый путь».
Аналитический ресурс «Эксперт Online» в своей публикации отмечает, что идея возродить Юго-Западный транспортный коридор «по образу и подобию» Великого шёлкового пути, который в древности и средние века оказал значительное влияние на мировую политику, страны ЦА при поддержке США и Европы лоббируют уже не первый год.
В случае реализации задумки центрально-азиатские государства помогут усилить торгово-экономические связи между Китаем и странами Запада.
Центром Нового шёлкового пути готов стать Казахстан – стратегический партнёр РФ. Учитывая, что взаимоотношения крупных держав остаются, мягко говоря, напряжёнными, складывается довольно щекотливая ситуация.
Однако Казахстан собирается выйти из неё с достоинством. О том, как это будет происходить, шла речь на конференции по Евразийской транспортной интеграции в Астане.
Как передаёт издание, глава Института международной экономической политики Фонда первого президента Казахстана Султан Акимбеков назвал «Новый шелковый путь», прежде всего, геополитическим проектом.
«После исчезновения «Великого шелкового пути» с началом мореходства на территории Центральной Азии больше не стало великих государств, — отметил он. — Наши страны превратились в регионы, которые долгое время оставались на задворках мировой политики. Сейчас вместе мы хотели бы вернуться в лидерство и в долгосрочной перспективе стать серьезными игроками на мировой политической арене».
Суть проекта заключается в том, чтобы создать транспортную инфраструктуру, которая кратчайшим путём соединила бы Китай и государства Юго-Восточной Азии со странами Европы, Африки и арабского мира. «Новый шёлковый путь» планируют провести через Казахстан, Киргизию, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан, Азербайджан и Афганистан, а затем через Иран или Турцию выйти в европейские страны. Некоторые участки пути уже функционируют.
Одну из транспортных веток с выходом в Европу предполагается проложить через Россию: Казахстан со своей стороны уже провёл свою часть пути до Саратова, РФ пока ссылается на нехватку средств.
Как отмечает «Эксперт Online», строительство «Нового шёлкового пути» затрагивает не только экономические, но и политические интересы крупных держав, а посему стоит ждать либо новых обострений, либо новых компромиссов по этому вопросу.
Вот и Султан Акимбеков признаётся, что для создания Юго-Западного транспортного коридора существуют определённые риски.
А между тем, с начала 2015 года вступает в силу договор России, Казахстана и Белоруссии о создании Евразийского экономического союза. Чтобы не оказаться «меж двух огней», когда с одной стороны ведут игру Россия и Китай, а с другой – Европа и США, президент РК Нурсултан Назарбаев сделал ставку на развитие многовекторной политики.
По мнению председателя Национального банка РК Кайрата Келимбетова, время должно доказать рациональность этой тактики.
Келимбетов отметил, что «Новый шёлковый путь» станет залогом экономической безопасности стран ЦА в будущем, ведь международная торговля в регионе не должна ограничиваться только нефтью и газом. В то же время, прямая торговля с Евросоюзом не повредит ЕврАзЭС. Наоборот, проект будет развиваться и дополняться, открывая объединению новые возможности. Не исключено, что Россия тоже присоединится к транспортному коридору, подключив БАМ и Транссиб.
Если многовекторная политика Казахстана действительно покажет свою эффективность и поможет реализовать идею «Нового шёлковому пути», страна станет одним из главных игроков геополитики в Центральной Азии. Правда, для того, чтобы мега-проект заработал в полную силу, всем государствам региона придётся проявить трудолюбие и выдержку.
Источник: NUR.KZ