АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Статистика о снижении употребления алкоголя в Казахстане может рассматриваться двояко

В ходе недавнего «круглого стола» на тему «Современные подходы к профилактике чрезмерного употребления спиртных напитков и пропаганде трезвого образа жизни» были озвучены интересные цифры.

Представители Национального центра ЗОЖ заявили, что за последние три года употребление алкоголя в Казахстане снизилось на 9 процентов, до чуть больше 35 процентов. Одновременно президент Ассоциации КАЗАЛКО Амиржан Калиев в одном из своих интервью отметил, что в нашей стране за 10 лет объем рынка водки упал на 30 процентов, а количество предприятий сократилось вдвое – с 52 до 25 заводов. Такая радужная статистика могла бы воодушевить, если бы не несколько «но».
Объективный анализ, а равно оценка состояния рынка алкогольной продукции показывает, что снижение статистических данных вовсе не обязательно свидетельствует о спаде «злоупотребления» среди казахстанцев. Скорее наоборот. Просто они стали пить больше контрафакта — алкоголя, не учтенного официальной статистикой. Легальных продавцов алкоголя становится все меньше.


Хромая статистика

Прежде всего хотелось бы отметить собственно проблемы самой по себе официальной статистики потребления алкогольной продукции. Большинство выкладок представляют собой относительные оценки реализации алкогольной продукции в местах продажи. И если в случае с большими магазинами и оптовыми базами такие данные еще чему-то и соответствуют, то дальше, как говорится, – тьма- тьмущая. А между тем в каждом городском квартале имеется от одного до 5–6 небольших магазинчиков. Их владельцы в обязательном порядке имеют лицензию на реализацию алкоголя, потому что в противном случае весь бизнес утрачивает смысл.
К сожалению, налоговая культура пока не является нашим национальным достоянием. Причем особенно остро этот вопрос стоит именно среди представителей малого бизнеса. Фискальные чеки, брать которые настоятельно рекомендуется посредством различных плакатов при кассе, большинство покупателей попросту игнорируют. В выборе поставщиков продавцы тоже вольны, и не обязательно каждая коробка со спиртным будет снабжена сертификатом качества и товарно-транспортной накладной. В этих условиях торговля происходит, почти как на базаре. Сколько и чего продано – совершенно непонятно. На этом основании большие сомнения вызывает объективность и реалистичность официальной статистики употребления алкоголя.
При этом есть другие способы отследить такую проблему, как злоупотребление алкоголем. К примеру, в качестве такого показателя может выступать количество состоящих на учете граждан в наркологических диспансерах. Однако эта статистика горька, и обнародовать ее невыгодно. Другой показатель – количество совершенных правонарушений с участием подвыпивших фигурантов. Такая статистика могла бы вестись при отделах внутренних дел. Однако по факту этим никто не занимается.
Вот и выходит, что статистика вроде бы не может не радовать: за 10 лет – снижение злоупотребления алкоголем аж на 30 процентов, только за последние три года – на 9 процентов. А с другой стороны, скорее это свидетельствует о сужении легального рынка алкогольной продукции в пользу теневого. Причем в нашей стране к этому созданы все предпосылки.


Алкоголь в сумраке

Акцизная политика государства, по мнению игроков алкогольного рынка, способствует расцвету теневого водочного бизнеса. Так, сейчас минимальная стоимость пол-литровой бутылки водки у официального производителя составляет 380–450 тенге, а у подпольных бутлегеров – от 250 до 330 тенге. Естественно, многие предприниматели не удерживаются от соблазна торговать контрафактом. Тем более что штрафы за это установлены мизерные – выручка от продаж «паленки» с лихвой их перекрывает. В то же время с нового года акцизы на алкогольную продукцию в России и Казахстане опять поднимутся, и довольно значительно – почти на треть, что еще больше удорожает ее стоимость в рознице. Более того, в 2014 году планируется увеличить их еще на четверть.
Увеличение акцизов, как считают эксперты, бьет и по продавцам, и по производителям легальной алкогольной продукции. Официальные производители алкоголя не могут соперничать с подпольными конкурентами – слишком велика разница в себестоимости продукции. Директор одной из таких компаний Самат Жулдызбаев прогнозирует, что с нового года, когда в очередной раз повысятся акцизы, местные водочные заводы будут вынуждены приостановить производство – у них скопится большой остаток нереализованной продукции. Подобные остановки производства для казахстанских производителей давно не в новинку. За последние пять лет около десятка торговых марок застаивались на складах от трех месяцев до одного года. Разумеется, конвейер по их выпуску все это время также бездействовал.
Получается, что ужесточение законодательства препятствует развитию прежде всего легального алкогольного рынка. И наоборот, способствует росту его теневого сектора. Увеличение акцизов, ограничение лицензирования – все это ведет к повышению стоимости алкогольной продукции. В итоге, увы, ценовой перевес оказывается на стороне нелегальных игроков рынка.
Об этом красноречиво свидетельствуют и отчеты Агентства РК по борьбе с экономической преступностью (финансовая полиция). С 2010 года органами финансовой полиции возбуждено 435 уголовных дел в сфере нелегального оборота спирта и алкогольной продукции, из которых 412 дел направлены в суд. Речь, разумеется, не о продаже спиртного бабулькой из-под полы. Каждое такое дело «весит» как минимум миллион тенге, изымаются тысячи и десятки тысяч бутылок алкогольной продукции, пресекаются незаконные сделки по продаже целых цистерн этилового спирта. Особое место в этом перечне занимают дела по подделке акцизных марок. Причем выявляются такие эпизоды не только в «гаражных предприятиях», но и в кабинетах руководителей вполне легальных винно-водочных компаний. Это называется – пустить партию налево.
К примеру, в мае этого года в Алматы была задержана грузовая автомашина, в которой обнаружено более пяти тысяч бутылок винно-водочной продукции, оклеенной учетно-контрольными марками с внешними признаками подделки. В результате дальнейших оперативных мероприятий на территории вполне легального предприятия по разливу алкогольной продукции изъято еще 117 рулонов с поддельными УКМ. И таких примеров немало.
Другими словами, даже легальные производители сегодня стремятся уйти в тень. Там выгоднее. А под наработанной торговой маркой их продукция –  пусть не гаражного качества, но гаражного происхождения – расходится на ура. Но и гаражных производителей тоже хватает.
Опять сошлемся на данные финполицейских. Задержание цистерны с этиловым спиртом емкостью 8,5 тысячи литров чего только стоит. Это самый большой улов. Но и другие тоже варьируются в объемах от полутора до двух тысяч литров. И пусть в каждом из этих случаев спирт был фактически украден с «приличных» заводов – это не умаляет потенциальной опасности от той продукции, которая из этого спирта будет сделана в будущем.
Подпольных цехов по разливу водки, вина и даже пива выявлено вообще около сотни. Их объемы невелики – около 500–1000 бутылок в день, но и количество самих цехов не маленькое. Стоит помножить одно на другое, и впору за голову схватиться.
Одним словом, увеличение стоимости алкоголя побуждает потребителя искать продукцию по приемлемой цене. Он не готов платить ту сумму, которую устанавливает сегодня государство. Соответственно, есть спрос на более дешевую продукцию, и есть те, кто готов его удовлетворить. На фоне этого мы еще и сокращаем базу легальных продавцов алкоголя, фактически лишив их перспективы развития.
Нерыночный рынок

Создание Таможенного союза сначала воодушевило производителей алкоголя. Известно, что по качеству отечественная водка может считаться лучшей на пространстве СНГ. В первую очередь потому, что именно в Казахстане сформирована оптимальная конкурентная среда для этого бизнеса. Ну и во вторую очередь – победы и призы отечественных производителей алкогольной продукции во всевозможных конкурсах качества по всему миру.
Однако впоследствии этим надеждам суждено было рассыпаться в прах. Наши интересы по экспорту винно-водочной продукции в страны Таможенного союза фактически были проигнорированы. И это продолжается вот уже три года. При этом для импортеров – никаких проблем. Они как ввозили, так и ввозят. То есть для производителей алкогольной продукции Таможенный союз ничего не изменил. Хотя были предпосылки к тому, что наши производители выйдут на рынок России.
На поверку вышло иначе. Российские производители, особо ничего не меняя, получили наши 16 млн потенциальных потребителей алкогольной продукции, а нас на их рынок как не пускали, так и не пускают.
В Беларуси государственная монополия на производство крепкого алкоголя и импортеры находятся под жестким госконтролем. Россияне также под разным предлогом не пускают казахстанскую алкогольную продукцию на свой рынок. К примеру, в РФ работает Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС) контроля производства и оборота алкоголя, и та продукция, которая в нее не включена, считается контрафактом.
Вот и выходит, что рассчитывали на развитие. Учитывая ценовую разницу, могли рассчитывать на успех и начали вроде бы развиваться. Но государство все это пропустило мимо уха и никаких преференций, которые, кстати, предполагаются всеми документами Таможенного союза, не добилось. В итоге имеем сокращение количества производителей винно-водочной продукции и падение в отрасли. Но не дремлют теневики. Упущенные выгоды всегда кем-то восполняются. И в описанных условиях тот факт, что потребление алкоголя в Казахстане снижается, еще ни о чем не говорит.

Алексей ХРАМКОВ, Алматы

Источник: www.liter.kz