[:ru]
Несколько веков в казахской степи судебно-исполнительную власть представлял совет биев. Яркие, харизматичные, мудрые судьи, обладавшие моральным авторитетом, богатым багажом знаний и красноречием, избирались из народа. Изучая историю в школе, мы часто слышали такие имена как Айтеке би, Толе би, Казыбек би. Но, помним ли мы, какой неотъемлемый цивилизационный вклад внесли эти фигуры в развитие казахской государственности?
Того же Казыбека би называли символом правосудия. Казыбек би выносил приговоры, опираясь на прецеденты. Его уважали ханы и регулярно с ним советовались. А степной народ прозвал «правдивым». Казыбек би был ярым сторонником территориальной целостности и суверенности Казахской степи. Он призывал казахов преодолеть межродовые распри и дружить с соседними государствами.
Фигура яркая и значимая для нашей истории. Вместе с Айтеке би, и Толе би, Казыбек Кельдибекулы сформировал свод законов «Жеты жаргы». Трое судей работали над его созданием под предводительством хана Тауке.
Тауке хан правил в сложное время. На западном фронте шли ожесточенные стычки с Аштарханидами. Юго-Восток был охвачен битвой с джунгарами. Значительную часть кочевий степняки потеряли к 70-ым годам XVII века. Внутри общества наблюдался раскол, среди казахских родов началась борьба за пастбища. Из-за хаоса и разрухи народ стал чаще нарушать законы, социальные нормы, идти против традиций и обычаев.
До принятия свода законов «Жеты жаргы», казахская нация жила по правовым нормам Хана Касыма. После потери кочевий законы Касыма ослабли. Казахи стали своими руками подрывать аспекты общественной и государственной жизни.
Перед ханом Тауке стояла задача создать новые правовые постулаты, способные объединить народ, и мобилизовать его силы для обороны от внешних врагов. Хан хотел внести изменения в старые порядки, и создать новые законы, соответствующие требованиям времени.
В «Жеты жаргы» декларировались нормы административного, уголовного, гражданского права. Впервые в одном документе рассматривался как вопрос о налогах, так и о мировоззренческих разногласиях.
Свод законов включил в себя:
Земельный закон. Он рассматривал решения о земельных спорах. Семейно-брачный закон учитывал все вопросы, касающиеся заключения и расторжения брака. Прав и обязанностей супругов друг перед другом. Вопроса передачи и раздела имущества.
В военном деле степняков главным пунктом стала воинская повинность. А так же военная мобилизация, создание подразделений и выборы военачальников.
Судебные разбирательства, и порядок их проведения, были включены в Закон о Судебном процессе. Так же в «Жеты жаргы» был внесен Закон об Уголовном праве. Он устанавливал разные виды наказаний за преступления, не относящиеся к тяжким.
А тяжкая форма преступлений, рассматривалась в Законе о куне. В нем были прописаны наказания за убийства и нанесение тяжкого вреда здоровью. Идею ввести Закон о вдовах предложил Толе би. Этот проект защищал имущественные и юридические права вдов и сирот.
Историки сходятся во мнении, что реформы Тауке привели казахское общество к единению и правовому расцвету. Создав институт биев, Тауке сумел повлиять на три жуза. Они стали сплоченными. Совет биев был наделен судебной властью, решая одновременно и внешнеполитические задачи.
Институт биев превратился в важнейший орган управления. Его уникальность была в том, что бии были независимы даже от хана в принятии решений. Сам хан не мог оспаривать приговоры судей.
Аналогичная судебная система наблюдается сегодня в Америке. Судьи США независимы как от конгресса, так и от политических партий.
Эксперты сходятся во мнении, что средневековое право казахов актуально даже сегодня, в 21 веке. Оно оказало прямое влияние на формирование международного права.
Почему европейцы заинтересовались институтом биев?
Правовые нормы наших предков интересны иностранцам. Профессор КазНУ имени Аль-Фараби Зайлаги Кенжалиев отмечает, что казахское общество всегда отдавало приоритет слову биев. Степные судьи обладали несокрушимым авторитетом. Их репутация была безупречной. Народ им доверял больше, чем ханам. Современные требования к судьям отсылают нас к степному праву казахов.
Профессор Римского Университета Сапиенца Фабио Грасси считает, что современное право должно вбирать в себя самый лучший опыт. Внимание иностранцев приковано к региону Центральной Азии. Зарубежные эксперты с любопытством исследуют юридический опыт казахов. По мнению профессора, европейцам следует перенять судебные, юридические находки казахской нации. В первую очередь в вопросе независимости судей от политиков.
В древности бии пытались примирить стороны до судебного процесса. Сегодня подобная практика наблюдается во многих странах. При беседе со свидетелями, казахские бии использовали разный подход. Важно было учитывать социальный статус того или иного свидетеля.
Совет биев состоял из личностей с разными мировоззренческими позициями. Это исключало предвзятость при принятии решения.
Как отмечал Чокан Валиханов в «Записке о судебной реформе», институт биев не носил чисто формальный характер. Чтобы стать бием необходимо было обладать ораторским мастерством, красноречием, и безупречной репутацией. Недостаточно было приблизиться к правящей элите. Лишь обладатель глубинных юридических и исторических познаний, способный взаимодействовать с народом, мог удостоиться почетного звания судьи.
В степи люди знали все друг о друге. Молва быстро распространялись среди казахов. Человек с дурной репутацией никак не мог стать бием. Примерно так же обстоит ситуация с выбором окружных судей в США. Они напрямую взаимодействуют с народом. Их выбирают жители штатов, опираясь на сведения об их репутации.
Айнур Абаева.
[:]