На этой неделе состоится премьера фильма «Ограбление по-казахски», снятого компанией Moviq. Его съемки обошлись в 2 млн долларов, сообщает NUR.KZ.
Выход любой отечественной картины на большие экраны — уже событие. К этому же фильму интерес особый по двум причинам: он снят в непривычном для казахстанского кинематографа жанре криминальной комедии, а его генеральным продюсером является Алидар Утемуратов, сын Булата Утемуратова, признанного журналом Forbes самым богатым человеком в стране.
Алидар Утемуратов — выпускник сразу нескольких вузов, в числе которых Пекинский университет языка и культуры, Лондонская школа экономики и Европейская школа бизнеса. Он несколько лет возглавлял крупнейшую золотодобывающую компанию «Васильковский ГОК» (с 2011 года — группа компаний «Altyntau»). Два года назад Утемуратов покинул свой пост, решив заняться частным бизнесом, и стал сооснователем компании Moviq.
О том, зачем он пришел в киноиндустрию и с какими проблемами столкнулся, Алидар Утемуратов рассказал в интервью NUR.KZ.
— Вы человек, далекий от мира кино и шоу-бизнеса. Почему вы решили инвестировать в казахстанский кинематограф?
— Все началось со знакомства с Андреем и Каиржаном (Андрей Распутин является продюсером фильма “Ограбление по-казахски”, а Каиран Орынбеков – режиссером. Вместе с Алидаром Утемуратовым они основали компанию «Moviq» — прим. ред.) на съемках клипа для моего друга. Ребята рассказали, что хотят снимать кино, мне понравился их подход, и я решил поучаствовать с ними в этом процессе. Я верю в казахстанский кинематограф, вижу возможности и потенциал его развития и уверен в том, что в недалеком будущем казахстанские фильмы будут успешны далеко за пределами нашей страны. Как и в любом бизнес-проекте, главное – это знать, что делать и понимать, куда двигаться.
— Почему, на ваш взгляд, в казахстанской киноиндустрии мало частных инвестиций?
Я считаю, что малый интерес к кино, как инвестиции, обусловлен несовершенством законодательной и налоговой баз. Частный инвестор или компания при вложениях в культурные направления – а кино, это не только бизнес, но и важная составляющая культуры — должны получать привилегии от государства, т.к. вкладывают свои заработанные средства в решение общегосударственных задач. В эти задачи входит формирование культурного облика государства на мировой арене. Согласитесь, это достаточно важная и амбициозная задача, которую определенно стоит развивать и стимулировать.
— Есть прогноз, будет ли прибыльным фильм «Ограбление по-казахски»?
Первый проект мы запускали с главной целью — заявить о компании Moviq и показать свой продюсерский и творческий потенциал. Этот проект не столько заточен на прибыль, сколько на то, чтобы заявить о себе, как о серьезных игроках рынка. Мы понимали, что при инвестициях более $1 млн. заработать в казахстанском прокате мы скорей всего не сможем, так как у нас всего 250 кинозалов в стране, а для возврата таких вложений, залов должно быть не менее 650. Насколько я знаю, рекордсменом нашего проката, за всю его историю, был фильм «Аватар», который собрал около 2.8 миллиона долларов. Однако мы надеемся, что сможем выйти с фильмом в иностранный прокат. Но об этом можно говорить только после проката в Казахстане.
— На ваш взгляд, какое кино в Казахстане будет наиболее востребовано и коммерчески успешно?
Сложно делать такие прогнозы. Чем меня привлекает рынок кино, так это тем, что он все время в движении и никогда не стагнирует. Сегодня мы наблюдаем одни тенденции, а они могут поменяться практически мгновенно. В данный момент мы живем в эпоху оживших комиксов, завтра может быть что-то другое. Голливудские гиганты давно пытаются найти волшебную формулу, однако каждый год есть такие фильмы, как диснеевский «Джон Картер». Этот фильм при бюджете в 300 миллионов долларов принес убытки студии в размере 130 миллионов. С другой стороны, есть проект «Паранормальные явления», который при бюджете в 400 тысяч собрали в мировом прокате почти 200 миллионов, из которых около 95 миллионов составили чистую прибыль. Предугадать такой успех невозможно. Главное в кино – это рассказывать захватывающие истории с интересными персонажами. Просмотр кино, как и чтение художественной литературы, — это прежде всего переживание персонажу, где бы они ни находился, в глубоком космосе или в центре Алматы, кинолента это или сериал. Готовых формул в этом бизнесе нет, ни в Казахстане, ни за его пределами.
— Назовите, пожалуйста, главные проблемы казахстанского кинематографа.
— На первое место я бы поставил отсутствие продуманного и работающего закона о кино. Не предусмотрены многие нюансы, которые необходимы индустрии для плодотворной работы и полноценного развития. Второе, недостаток кинозалов. Сейчас их численность в Казахстане критично мала. К примеру, в Голландии, где численность населения примерно такая же, как у нас, залов около 850. В год там продается около 30 миллионов билетов, с долей национального кино в районе 15%. Для сравнения: в Казахстане экранов около 250 и 10 миллионов проданных билетов в год. Доля национального кино, в районе 6.4%. Нам есть куда расти.
Третьей проблемой является то, что объем рынка настолько мал, что у специалистов нет постоянной занятости. Поэтому из-за нестабильности многие специалисты часто уходят в другие профессии. В Казахстане кино – это сезонное явление: летом происходит много съемок и вся индустрия живет, а зимой практически ничего не снимается. Многие специалисты (операторы, осветители и другие), не работают, а значит не получают опыт и не нарабатывают профессиональные навыки, повышая квалификацию.
Другая проблема — отсутствие учебных заведений по техническим кинопрофессиям. В советское время, в СССР было 2 основных ВУЗа для кино – это ВГИК и ЛИКИ (Ленинградский Институт Киноинженеров), где обучались именно инженерным профессиям в кино.
И, наконец, я бы отметил отсутствие технической базы – павильонов, звуковых студий и других важнейших для кинопроизводства компонентов. У нас отлично оснащена киностудия «Казахфильм», но это единственное подобное место, альтернативы нет. Более того, студия выполняет внутренние задачи, и ее мощностей не хватает на весь объем рынка.
Отметим, к съемкам фильма «Ограбление по-казахски» компания Moviq привлекла специалистов известной в Голливуде школы сценического боя «Кун-До». Сюжет фильма строится на приключениях четырех друзей, которые украли у китайской триады 10 млн евро. Герой работает в одном из казахстанских банков и неожиданно с друзьями попадает в руки коррумпированных полицейских по подозрению в попытке ограбления банка.
Источник: NUR.KZ