Весь мир знает о подвиге царя Спарты Леонида и 300 спартанцев, которые остановили многотысячное войско персидского владыки Ксеркса. Это событие вошло в историю всей человеческой цивилизации. Однако был человек, который не просто повторил подвиг Леонида, но и во многом превзошел его. И об этом мало кто знает. Звали этого человека хан Жангир.
Есим-хан
Судьба Жангира была непростой. Чтобы понять, в каких условиях он рос и мужал, необходимо рассказать о его отце — знаменитом Есим-хане. Именно Есим сумел создать сильное централизованное Казахское государство. Его правление стало временем очередного (третьего по счету) усиления Казахского ханства после Касым-хана и Хак-Назар-хана. Есим-хан перенес столицу ханства из Сыгнака в Туркестан. Не зря народ прозвал его «Есенгей бойлы Ер Есiм» (Мужественный Есим). Чем он заслужил такое прозвище? Чтобы разобраться, давайте вернемся в историю…
В конце XVI века внешнеполитическое положение Казахского ханства заметно осложнилось. Борьба с бухарскими ханами за право владения присырдарьинскими городами, в частности, Ташкентом, продолжалась с переменным успехом. В этих условиях для обеспечения безопасности государства необходимо было консолидировать общество, не допустить его раскола. Поэтому после провозглашения Есима ханом он первое время боролся со своими политическими оппонентами.
Затем он жестко взял инициативу в свои руки. Ташкент и другие присырдарьинские города стали казахскими. В отличие от Турсуна, своего главного оппонента, Есим ставил общегосударственные дела выше личных амбиций. Он активно занимался внешнеполитической деятельностью. С точки зрения уровня дипломатии, Есима (а затем и его сына Жангира) можно было сравнить с Черчиллем. Он прекрасно разбирался в тонкостях восточной политики, что и было его основным преимуществом, поскольку мно-гие соперники Есима полагались в основном либо на военную силу, либо на политическую поддержку, тогда как он предпочитал делать взвешенные, обдуманные со всех сторон ходы, полагаясь на ум и холодный расчет.
Но несмотря на это, Турсуну и его сторонникам удалось победить в политической борьбе, и Есим-хан вынужден был бежать в Моголистан. Там он вновь набрал силу и, воспользовавшись тем, что Турсун оказался бездарным правителем (умудрился испортить отношения со своими союзниками), смог вернуться на ханский престол.
Вновь приняв на себя обязанности верховного хана, Есим прежде всего поспешил обезопасить страну от набегов ойратских племен, поскольку многие султаны игнорировали их мощь. Именно благодаря его политической дальновидности казахские племена смогли нанести ойратам упреждающий удар. Войска во главе с Есим-ханом совершили крупный поход против Ойратского ханства и уничтожили его. Так закончилась 100-летняя война между казахами и ойратами.
Этот поход еще больше убедил Есима в необходимости объединить все казахские племена. Поэтому в последние годы своей жизни он не переставал бороться с сепаратистскими тенденциями внутри страны и даже создал уложение, известное в народных преданиях как «Есим салган ескi жол».
Вот с таким отцом рос Жангир. И воспитывал Есим-хан своих сыновей личным примером. Это была лучшая школа государственного управления.
После смерти Есима ханом стал его сын Жанибек, но фактически государством управлял Жангир. Усобицы за ханский престол продолжались несколько лет. Но, в конце концов, верховным ханом утвердили Жангира. На то были особые новые причины. И как ни странно, в этих трудностях во многом был повинен Есим.
Политические реформы
В результате тяжелой кровопролитной внутриполитической борьбы Есиму пришлось провести коренную реформу политической системы Казахского ханства. Суть ее заключалась в том, что главенство закрытой элиты «торе» заменялось на главенство элиты открытого типа — биев и старшин. Произошла своего рода бийская революция, ограничившая политические права сословия чингизидов и установившая широкие права для общин и их руководителей.
Юридически эти изменения были закреплены в своеобразной конституции — «Есім ханнын ескі жолы» (Древний путь Есим-хана), принятой как дополнение к кодексу Касым-хана. В этом правовом акте определялись полномочия хана, биев и батыров, а также их обязанности и права.
По-прежнему высшей законодательной властью продолжал оставаться Маслихат. В его состав входили все представители казахских общин и лишь наиболее влиятельные султаны. Маслихат собирался раз в год, преимущественно осенью в Улытау, Туркестане или под Ташкентом.
Ослабление роли хана в политической системе привело к изменению принципа его выборности. Хотя официально принцип меритократии оставался в силе, фактически казахи перешли к наследованию ханского звания вплоть до начала XVIII века.
Джунгарская эпопея
Вся жизнь Жангира была связана с борьбой против джунгар. После разгрома Есим-ханом Ойратского ханства западные ойраты создали в Восточном Казахстане в 1635 году Джунгарское ханство, которое сразу же повело борьбу с казахами за кочевья Жетысу и Северного Казахстана.
В этот момент в Казахском ханстве происходили междоусобные распри. Каждый представитель чингизидов претендовал на верховную власть. Попытки султанов усилить свое политическое влияние встретили ожесточенное сопротивление со стороны биев, которые тоже стремились повысить свою роль. Постоянная политическая борьба препятствовала росту ханской власти Жангира, которому все время приходилось доказывать свое унаследованное право на власть.
Усвоив уроки отца, Жангир сохранил и еще больше развил внешнеполитические отношения с соседями. Он понимал, что пока Казахское ханство раздирают междоусобные распри, самый опасный враг — Джунгарское ханство — набирает силу и готовит вторжение.
Как указывают многие исторические документы, Жангир поддерживал союзнические отношения с могольскими правителями, что стало продолжением политических традиций, заложенных его отцом. Активную роль в осуществлении внешней политики играл его сын Тауке. Он имел дружеские отношения с Жалантосом Бахадуром (1576-1656), властителем Самарканда. Жалантос был этническим казахом, родившимся в районе нынешнего Казалинска (Кызылординская область), и его тоже настораживало усиление восточных соседей. Их союз явился ответной реакцией на создание хунтайджи Батуром коалиции для наступления на Семиречье.
Битвы
Первое сражение состоялось в 1635 году и было неудачным для казахов. Мало того, Жангир попадал в плен к противнику. Спустя некоторое время казахское ополчение освободило Жангира, но возвращение на родину стало для него большим испытанием. Пленение и унизительное освобождение подорвали на некоторое время его политический авторитет среди султанов, которые пытались скомпрометировать Жангира в глазах простого населения. Однако он оказался выше всего этого.
В 1643-м Батур, собрав войско, захватил некоторые земли в южных и юго-восточных отрогах Тянь-Шаня. Узнав об этом, Жангир с небольшим ополчением в 600 человек решил встретить войско противника, несмотря на его значительное превосходство. Для битвы Жангир выбрал горное место недалеко от реки Ор. Тактикой ведения боевых действий стал окопный метод. Исследователи отмечают, что Жангир применил ряд сложных тактических приемов из арсенала военного искусства казахов, но в то же время использовал не распространенные среди кочевников методы дробления сил противника. По описанию А.И.Левшина, Жангир, опасаясь открытого военного столкновения с джунгарами, расположил часть своей дружины в ущелье между двух гор, заранее окопав его глубоким рвом и обнеся высоким валом. Протяженность военного укрепления составила 2,5-3 км, передний край окопа был высотой с человеческий рост. Основные силы казахов ударили с тыла, и джунгары, не ожидавшие такого хода событий, не смогли оказать сопротивления. В ходе этого боя противник потерял значительное количество воинов (около 10 тысяч человек) и был вынужден отступить под натиском подоспевшего из Самарканда войска Жалантоса Бахадура, союзника Жангир-хана.
Здесь необходимо сказать, что Батур-хунтайджи собрал для наступления на Жетысу большое войско. К его коалиции примкнули сын хакасского Алтын-хана Омбо-Эрдени, зять Батура-хунтайджи Огирту, Цацен-ан, младший брат Огирту, тайши Чокур, тайши Солтан, предводитель сибирского народа холтов и другие мелкие вожди племен. Всего войско насчитывало около 50 тысяч человек. У Жангира же насчитывалось всего 600 вооруженных всадников, зато это была отборная дружина. Среди них — батыры Шапрашты Карасай, Аргын Агынтай, Алшын Жиембет, Канглы Сарбук, Найман Коксерек, Дулат Жаксыул, Суан Елтинды и другие.
Столь малочисленное по количеству войско Жангира объясняется, возможно, двумя причинами. Во-первых, власть Жангира еще не успела окрепнуть, и он не мог призвать под свое знамя большие силы. Причем, это были дни перед выборами хана. Во-вторых, чрезвычайные обстоятельства вынуждали даже с небольшим войском выступить навстречу стремительно продвигавшемуся врагу. Жангир разместил половину своих людей в ущелье, построив укрепления, или редуты. В узкой горловине среди скал джунгары потеряли тысячи людей.
Через несколько дней битва повторилась, но уже на пересеченной местности. Джунгары уже начали было праздновать полную победу, когда к немногочисленным казахским воинам успело подойти большое подкрепление. Таким образом, когда речь идет об Орбулакской битве, надо помнить, что она состояла из двух сражений. Первое — в горах, когда 600 казахских батыров противостояли противнику, который численно превосходил их почти в сто раз. И второе — на ровной местности с участием большого количества войск.
H.H.Howorth «History of the Mongols» Part II, Divi¬sion II, Chapter VIII Burt Franklin p.640: «Я уже упомянул о том, как Жангир хан стал пленником Баатура. Нам известно, что, обретя свободу, он досаждал калмыкам постоянными атаками и в конце концов Баатур, лидер джунгар, выступил против него с 50 000 человек, также приведя с собой два племени Алат киргизов и Токмани (т.е. людей с Алатау и Токмака). Жангир же имел только 600 человек с собой, но он расставил их очень умело, вырыл окопы, и когда калмыки атаковали его, он напал на них с тыла, и его огнестрельное оружие произвело такую панику, что те потеряли 10 000 человек! К Жангиру вскоре присоединился другой Татарский князь по имени Жалантос (Yalan¬tush) с 20 000 человек, и Ба-атур посчитал благоразумным отступить. В 1644 году Баатур снова собрал своих людей и возобновил борьбу с казахами, но хошотской Кунделинг Тайши (Khoshote Kundelung Taishi), который был другом Жангира, вмешался, и война была отложена. Это было последним упоминанием, которое я смог найти о Жангире, который, согласно Левшину жил, как и его предки, в Туркестане».
О значении Орбулакской битвы
Битва, в которой казахские воины во главе с Жангиром в местечке Орбулак сражались против джунгарских завоевателей, — лишь один из многих эпизодов более чем двухсотлетней войны казахов с джунгарами-ойратами-калмыками. И за этой войной следили не только Россия и Китай, но и западные специалисты военного дела.
Орбулакская битва стала примером мужества, героизма и невероятной силы духа казахов. Успех в ней стал возможен благодаря, прежде всего, полководческому искусству Жангира.
Жангир-хан, имея представление о численности войск противника, выдвигается навстречу и занимает удобную позицию, не теряется и не бежит, оставляя территорию. Это называется мужеством. Имея возможность подготовиться, он строит укрепления и готовит оборону. Это называется стратегическим планированием. Находясь в осаде и отбив первую атаку, он совершает вылазку. Это называется храбростью. В общем, человек проявил себя как хороший полководец и отважный воин. Корсиканцы за такие же качества считают Наполеона своим национальным героем. У русских подобное же отношение к Суворову, Кутузову. Это право каждой нации.
Орбулакская битва — первая, в которой казахи одержали безоговорочную победу, пусть и с помощью союзника. Она показала, что джунгар можно и нужно бить.
И еще эта битва показала необходимость объединения всех казахов.
Комментарий из Интернета (стилистика и орфография сохранены): «Жалантос Бахадур самый главный союзник — правитель Самарканда — Торткара Младшего жуза!
Так же в этой битве сыграл свою роль и Карасай батыр! В этой битве он сражался как лев, после этого казахи Жетысу на врага шли в бой с его именем, для устрашения врага! Он родом Шапырашты!
Лучший друг Карасай батыра был Аргын Агынтай, который был не менее известной личностью того времени, кстати, их дружба эталон дружбы! Казахские эпосы говорят, что они не знали ссоры, и они оба похоронены на землях Сары-Арки где-то в районе Кокшетау!
Эти 600 из разных родов были, и они показали всю мощь трех жузов и аксуйека Жангира!
Такие битвы должны быть нам, казахам трех жузов, примерами для единения нашего народа!».
Гибель Жангир-хана
Жангир-хан продолжал свою борьбу против джунгар. Он бросал все свои силы на объединение казахского народа перед лицом опасности. В степи разгорались «бои местного значения». И казахи все чаще становились инициаторами и победителями этих боев.
В 1652 году хошоутский предводитель Цэгэн хан совершил походы в казахские улусы, и в одном из сражений его сын Галдам убил Жангира.
Ш.Норбо «Зая-Пандита». Элиста, ККИ, 1999 г., стр.198: «Галдамба(Галдама,Галдма) -второй сын хошутского правителя Очирту Цэцэн-хана.Галдамба в 1652 г. в 17-летнем возрасте один одержал победу над казахским Янггир-ханом (т.е.Янггир-хан был убит в 30-летнем возрасте)»
По одним данным, Жангир-хан действительно был убит в сражении в 1652 году Галдамом, одним из сыновей хошоутского правителя Цэгэна. По другим, был ранен Галдамом, но умер, пролежав в постели (парализованным), в 1680 году.
Вместо эпилога
Царь Леонид держал проход шириною в несколько десятков метров. Жангир хан же — от 2,5 до 3 километров. У Леонида войско было в несколько тысяч воинов. У Жангира — ровно 600 батыров, но каких! Леонид проиграл и погиб. Жангир-хан выиграл и выжил в той битве. О Леониде сняты фильмы, написаны книги, его имя увековечено в мировой истории. О Жангире знают немногие даже среди казахов.
Кто из них достоин больше фильма? Ермек (Аманшаев — директор «Казахфильма»), может, возьмемся вместе? Кто хочет — присоединяйтесь.