С 1 марта 2026 года в России вступает в силу новый закон, обязывающий таксопарки использовать исключительно автомобили российского производства. Это решение запустит масштабную распродажу десятков, а возможно и сотен тысяч подержанных иномарок — прежде всего тех, что работали в такси, сообщает Altyn-orda.kz
И Казахстан, скорее всего, станет одним из главных направлений этого автомобильного потока.
Закон, который меняет рынок
Принятые в Госдуме поправки запрещают использование иностранных автомобилей в такси, включая лизинговые и арендуемые машины. Более того, запрещается перерегистрация авто между водителями — распространённой практики в РФ. Арендный бизнес таксопарков, построенный на иностранных машинах, фактически прекращает своё существование.
В крупных городах России более 80% автопарков состоят из иномарок — от корейских и японских седанов до китайских кроссоверов. Все они будут выведены из эксплуатации в течение нескольких месяцев после вступления закона в силу.
Казахстан: рынок на старте
Для Казахстана это означает потенциальный приток дешёвых автомобилей с пробегом. Согласно расчётам отраслевых ассоциаций, в 2023 году только по лизинговым схемам российские перевозчики приобрели 27 тыс. иномарок. Общее количество авто с лицензией на работу в такси в РФ — около 791 тыс., и подавляющее большинство из них — не российского производства.
Эксперты ожидают, что на вторичный рынок будет выведено свыше 300 тысяч автомобилей. Их продажи по сниженным ценам могут сделать российский рынок главным источником недорогих машин для ЕАЭС.
Цена низкая, риск высокий
Автомобили из такси, особенно в РФ, характеризуются высоким уровнем износа и пробега. Восстановление таких машин, как правило, производится с минимальными затратами и часто — некачественно. Потенциальные покупатели в Казахстане должны будут тщательно проверять историю транспортного средства.
По оценкам «Автостат», машины из такси теряют более 50% своей стоимости за 2–3 года. Например, кроссовер Haval Jolion, купленный в 2022 году за 2,22 млн руб., к 2025 году стоит на вторичном рынке менее 1 млн руб.
Что может пойти не так
При текущем курсе рубля, близком к 7 тенге, импорт даже дешёвых российских авто в Казахстан теряет часть привлекательности. Кроме того, в стране уже присутствуют китайские бренды, предлагающие новые автомобили в ценовом сегменте от 5,5 млн тенге — часто по более выгодной цене, чем изношенный Haval или Solaris из таксопарка.
Новый закон в России может привести к масштабной трансформации отрасли такси и изменить конфигурацию вторичного авторынка во всём ЕАЭС. Казахстану это сулит возможность пополнить рынок доступными автомобилями — но с высоким риском для потребителя. Без должной проверки и регулирования массовый ввоз таксомоторного «утиля» может обернуться не выгодой, а утилизационной проблемой.