В октябре этого года в парламенте намечено очередное рассмотрение законопроекта «»О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам деятельности неправительственных организаций в РК». О его необходимости говорили уже давно и даже планировали рассмотреть очередной проект осенью прошлого года, однако после целого ряда бурных дискуссий, в которых активно участвовали как представители государственных структур, так и самих неправительственных организаций, законопроект был отправлен на существенную доработку. И в первой половине нынешнего года о его судьбе можно было узнавать лишь по обрывкам очередных споров, то и дело вспыхивающих между сторонниками большей свободы для «третьего сектора» и теми, кто призывал навести в достаточно нестройных рядах отечественных НПО порядок и дисциплину. В том числе, и финансовую.
Вообще, как показывает практика, тема финансирования неправительственных организаций тема крайне нервная и болезненная. И практически любое упоминание о деньгах почему-то вызывает бурную реакцию как у некоторых представителей НПО (что, в свою очередь, сразу наводит на какие-то нехорошие мысли), так и у тех, кто видит в некоторой части «третьего сектора» образец пресловутой «пятой колонны», медленно, но верно расшатывающей государственные устои.
Здесь будет нелишним вспомнить депутатский запрос сенатора Дулата Куставлетова, увидевший свет в мае этого года и содержащий целый ряд критических замечаний в адрес неправительственных организаций:
«Использование неправительственных организаций в глобальном информационном противоборстве становится одним из мощных инструментов влияния на происходящие мировые события. Подтверждением тому являются цветные революции, интернет-восстания, флешмобные революции, происходящие по всему миру. Эти и другие вызовы являются последствием недоработок государственных структур и серьезной проблемой мирового масштаба, требующей повышенного внимания. Стоит помнить, что работа не всех этих организаций носит созидательный характер. Распространение и внедрение через НПО деструктивной информации может повлечь негативные последствия в целом для страны и дестабилизировать общественность. Поэтому, следует обратить внимание государственного аппарата на эту проблему в рамках укрепления законности и государственности, и устранить указанный вакуум в общественной жизни».
Депутат так же особо отметил тот факт, что деятельность некоторых НПО, которые слабо контролируются госорганами или вообще не контролируются, остается непрозрачной и бесконтрольной и фактически находится вне правового поля.
Вполне понятно, что столь резкое и категоричное заявление не осталось без внимания со стороны самих представителей неправительственных организаций, часть из которых поспешили заявить о «развязывании кампании по устранению неугодных НПО», так и со стороны самих государственных структур, высказавших свое видение ситуации и отчитавшихся о предпринимаемых шагах.
Так, на сайте правительства РК был помещен текст ответа на депутатский запрос, из которого, в частности следовало что: «При Министерстве культуры создана межведомственная рабочая группа, в рамках которой ведется работа над законопроектом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам взаимодействия государственных органов с неправительственными организациями в Республике Казахстан». В ходе работы над законопроектом планируется предусмотреть обязательную отчетность в периодических печатных изданиях НПО, в том числе международных и иностранных НПО, осуществляющих деятельность на территории Республики Казахстан. В рамках законопроекта будет учтен опыт зарубежных стран в сфере сотрудничества государства с НПО и опыт Казахстана по разработке законопроектов по вопросам работы с НПО».
Несмотря на упоминание «международного опыта» градус дискуссий, то и дело вспыхивающих в среде самих НПО-шников, отнюдь не снизился Правда, наряду с уже привычными гневными заявлениями о якобы начавшемся «закручивании гаек» и отхода от «демократических принципов формирования «третьего сектора» (авторство которых принадлежало достаточно небольшой, но весьма сплоченной группе организаций из числа скажем так «грантового обеспечения»), все чаще и чаще стали звучать достаточно предметные и конструктивные предложения о том, что и как надо конкретно изменить.
Так, например, в середине лета этого года, Фонд «Евразия Центральной Азии» (ФЕЦА) в рамках проекта «Продвижение подотчетности НПО в РК», спонсируемый ООН, презентовал свой доклад, посвященный этой, как выяснилось, весьма злободневной проблематике. Как сообщили в те дни в самом Фонде: «Основной целью проекта является повышение устойчивости и эффективности НПО, путем внедрения механизмов и принципов подотчетности перед бенефициарами и другими заинтересованными людьми». То есть, говоря проще, отчетности перед теми представителями общества, ради которых и существует сама деятельность неправительственных организаций.
А на специальной пресс-конференции созванной представителями этой организации в Алматы, и представлявший доклад исполнительный директор Фонда «Евразия Центральной Азии» Ринад Темирбеков, в очередной раз подчеркнул на первый взгляд весьма простую, но тем не менее, важную мысль: сами НПО, призывающие государство к прозрачности, должны быть максимально прозрачными:
– Такой подотчетности сегодня в Казахстане очень мало. Такая подотчетность, если оглядываться на мировой опыт НПО, должна основываться на саморегулирование и носить добровольный характер. Но это предполагает серьезные усилия и инициативы с обеих заинтересованных сторон. А вот этого в нашем отечестве пока очень и очень мало. В РК сегодня зарегистрированы 30 тысяч НПО, но активную работу ведут едва ли десятая часть из них, многие выполняют лишь разовые проекты и потом о них годами ничего не слышно. А еще очень многие представляют собой просто «псевдоструктуры» гражданского общества и создаются лишь «на случай», для вполне прагматичной цели: «освоить» какой-либо госзаказ или грант. Необходим диалог между секторами гражданского общества, между НПО и теми, на кого они направляют свои усилия, между центральными и исполнительными органами, бизнесом и населением, а для этого НПО должны стать максимально открытыми, – завил в ходе своего выступления Ринад Темирбеков.
В свою очередь, так же участвующая в этом мероприятии представитель центра исследований «Сандж» Айнагуль Шарипбаева отметила, что по ее данным лишь 47 процентов НПО считают, что они должны быть подотчетны перед представителями общества. При этом, понятие «подотчетность» каждый понимает по своему, и, например, даже из этого числа далеко не все демонстрируют финансовую прозрачность. В целом же, лишь порядка двадцати процентов казахстанских НПО применяют различные механизмы отчетности…
Что же касается возможных путей улучшения ситуации, то в ходе тогдашнего обсуждении прозвучали предложения самому гражданскому сектору проявить некоторую активность и, например, разработать и внедрить в работу Кодекс этики НПО. Ну или хотя бы проводить «широкую информационно-просветительскую кампанию по вопросам прозрачности и подотчетности».
Как выяснилось, призывы организаторов конструктивного диалога проявить инициативу отнюдь не повисли в воздухе. Так например, в течение этого года свое видение поправок в законопроект разрабатывалось участниками «Гражданского альянса Казахстана (структуры выступающей за тесное взаимодействие НПО, бизнеса и власти и объединяющей в числе своих партнеров и сторонников более 500 республиканских неправительственных организаций).
И вот на днях, президент Гражданского альянса Казахстана Нурлан Еримбетов в ходе своей пресс конференции в Алматы объявил о готовности внести поправки в законопроект, касающиеся механизмов дополнительного финансирования казахстанских неправительственных организаций. То есть, того самого больного вопроса, вокруг которого в последнее время ломалось так много копий.
– Думаю, что в октябре Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам деятельности неправительственных организаций в РК» будет рассмотрен. Мы вводим в парламент согласованный с правительством, экспертами и юристами закон, где будут предусмотрены три вида финансирования. Не только госсоцзаказ, не только деньги, которые выделяет государство, а это будут премии и гранты, – сказал Нурлан Еримбетов, презентуя перед журналистами свои наработки. – До сих пор НПО жили через государственные социальные заказы, через тендеры. Акимы, министерства объявляют тендеры, сами определяют темы. По всей стране начинается большая гонка, споры. Госорганы всегда по большому счету диктовали, кто будет исполнителем их государственного заказа. Мы обобщили опыт предыдущих разработок в закон, собрали мнение НПО всех регионов Казахстана и предлагаем ввести грантовое финансирование для НПО, которое позволит общественным структурам не зависеть от заказа государства и предлагать собственное видение решения социальных проблем. Кроме того, гранты позволят НПО оставлять часть полученных от государства средств на собственное материальное развитие…
Что немаловажно, предлагаемый Гражданским альянсом Казахстана механизм грантового финансирования учитывает опыт предоставления грантов международными и иностранными организациями. Так, в законопроекте предусмотрено выделение бюджетных средств на финансирование социальных проектов и программ, разработанных самими НПО. Кроме того, отмечается, что с целью снижения зависимости итогов конкурса от решения государственных органов выделение грантов предполагается осуществлять через специальный Центр, деятельность которого будет координироваться уполномоченным государственным органом и общественной наблюдательной комиссией.
– Еще один важнейший момент нашего пакета поправок – способ выделения грантов вне зависимости от госорганов заказчиков. Мы предлагаем создать отдельную организацию, которая аккумулирует средства всех госорганов и будет распределять посредством конкурса среди НПО под внимательным контролем общественности, – сообщил Нурлан Еримбетов.
А еще чуть раньше, в ходе своего выступлений перед региональными представителями НПО, лидер Гражданского альянса отметил все возрастающую роль неправительственных организаций в обществе и важности законодательного урегулирования всех финансовых взаимоотношений:
– В рядах НПО насчитывается около миллиона человек. Это колоссальный ресурс общества, который самостоятельно может решать многие проблемы нашей жизни. Сейчас нам нужен закон, который позволит финансировать собственные инициативы НПО по решению социальных проблем. Ведь именно мы работаем среди людей и знаем все мелкие и крупные проблемы населения. Мы больше не можем ждать, чтобы кто-то разработал хороший закон для НПО. Нам много обещали, и международники, и разные государственные органы, что специальный закон будет. Но время идет, а никаких изменений не происходит. Гражданский альянс выносил эти вопросы на Гражданский форум, который проходил в ноябре прошлого года. В течение года мы много работали в регионах и собирали мнение общественности. Мы обобщили все существовавшие до этого проекты изменений в законодательство. И сейчас у нас есть конкретный пакет предложений, как изменить законодательство для неправительственных организаций. Он отражает только позитивное видение НПО, полезное и необходимое непосредственно в их работе. Неправительственным организациям нужны гранты и прозрачные процедуры по распределению средств, и мы их получим. У нас будут гранты, и будет высокий общественный контроль за их распределением…
Насколько оптимистичные ожидания лидера Гражданского альянса будут оправданы и поддержаны парламентариями, думаю, мы узнаем уже в самое ближайшее время. Однако то, что ситуация сдвинулась с мертвой точки и представители той части «третьего сектора» которые на самом деле намерены работать во благо страны не только не сидят на месте, но и выдвигают вполне приемлемые и конструктивные инициативы это бесспорно не может не радовать. И, кстати, в этом, их главное отличие от тех, ставших уже хрестоматийными «грантоедов», что прикрываясь высокими словами о «демократических ценностях», на деле занимаются лишь тихим «распилом» поступающих на их счета средств (причем, иной раз весьма сомнительного происхождения), да и по факту своей повседневной деятельности отнюдь не способствуют строительству того самого «гражданского общества», о котором так ратуют на словах.
И вполне возможно, уже с этого года можно будет говорить о качественно новом этапе во взаимоотношениях государства с неправительственными организациями страны. Да и сама деятельность НПО будет вызывать гораздо меньше вопросов в части своей финансовой прозрачности, и, как следствие, конструктивизма выдвигаемых ими предложений.
Да, кому-то это может не понравиться. И вполне возможно, что некоторым получателям «систематической помощи из за рубежа», даже эти новации по обеспечению финансовой транспарентности, выдвигаемые изнутри самих неправительственных организаций, опять придутся не по душе, и мы в очередной раз услышим заунывные стенания о «зажиме демократии» и «притеснениях гражданской инициативы». Но, как показывает время, на самом деле пришла пора четко определится с теми понятиями, при которых деятельность республиканских неправительственных организаций будет работать на благо интересов государства, а не вопреки им. Ведь основополагающим принципом взаимодействия «НПО-Власть» и «НПО-Общество» должны являются доверительные партнерские отношения, а не нарочитый антагонизм и позерство прикрывающее лоббирование чьих-то сторонних интересов.
nomad.su