Все. Собрались и поехали. Профессия журналиста – цыганская. Сегодня ты здесь, а завтра там. В этот раз пункт нашего назначения – таможня «Достык». В вагоне поезда Алматы – Урумчи натоплено, зато на перроне станции, на которой мы вышли на следующий день, холод пробирает аж до костей. И это первый контраст, с которым нам пришлось столкнуться в этой журналистской поездке. Контраст второй… Когда-то здесь, в краю свирепых ветров Джунгарского Алатау, следуя мировой моде на чистые энергоносители, установили огромную, а главное – импортную башню ветроэнергостанции, проработавшую совсем недолго. Только один порыв сильного ветра, и винт ее позорно заклинило. А ремонт себе дороже. И вот стоит эта неработающая ветряная дылда, как укор некоторым нашим чиновникам, преклоняющимся перед всем зарубежным и на дух не переносящим свое, отечественное и родное. Стоит и глаза мозолит. А тут же рядом, буквально по соседству, молотит во всю мощь, и в жару и в стужу, и в пургу, и в жуткий ураган (как негр на плантации), наша отечественная, казахстанская, ветроэнергостанция, не боящаяся никакого ветра. Единственный недостаток которой – слишком низкая ее себестоимость. Что, как видно, для некоторых наших чиновников совсем не приемлемо. Покупать – так ведь лучше задорого и заграничное. Такова их философия. Может, что и на откат при этом останется. А чего мелочиться, деньги-то казенные, есть с чего разгуляться.
Один из создателей подобных практичных и недорогих отечественных ветроагрегатов Николай Буктуков шутит по данному поводу: – Когда мне говорят, что где-то в стране приобрели импортную ветроэнергостанцию, я не возражаю. Остается только ждать – когда та сломается. Я знаю, все равно потом ко мне обратятся. Герои наших дней…
Большую часть таможенных поступлений в бюджет страны дает таможня «Достык». А между тем условия для проживания здесь, в самом поселке, близкие к экстремальным. Летом – жара, зимой – лютая стужа. Прибавьте к этому еще и ветер, не стихающий ни днем, ни ночью, и даже это не будет полной картиной того, с чем местным жителям приходится сталкиваться в быту. Самое худшее – дорога, которая идет от Достыка до Уш-Арала. Вернее, ее полное отсутствие. Летом, в жару, чтобы добраться от Достыка до Уш-Арала, на джипе-внедорожнике, а это всего 160 км, нам понадобилось 5 часов. При максимальной крейсерской скорости 33 км в час. Так «быстро» мы ехали. Можно даже сказать, просто мчались – если оперировать скоростными категориями века восемнадцатого с его почтовыми дилижансами, запряженными лошадьми. И еще одна хорошая новость. В июле прошлого года в статье газеты «Литер» «В краю суровых ветров» мы писали о ситуации на одном из предприятий Достыка: «Раз уж мы сюда приехали, то не смогли оставить в стороне просьбу работников местной компании «Кедентранссервис», настоятельно просивших нас обратить внимание на их незавидное житье-бытье. И действительно, было отчего прийти в ужас. Рабочие заняты на перегрузке товаров из китайских вагонов в казахстанские. Причем перегрузка осуществляется вручную. Люди на своих спинах таскают мешки из вагона в вагон. Внутри терминала, где осуществляются погрузочно-разгрузочные работы, отсутствует вентиляция. Пыль от перетаскиваемых мешков с китайскими химическими удобрениями стоит такая, что дышать невозможно. А у грузчиков даже нет респираторов. Люди жалуются, что руководству до них нет никакого дела, труд не механизирован, респираторов нет. Раньше давали молоко за вредность, а теперь и этого нет. На такой каторжной работе, а иначе ее не назовешь, человек уже к сорока годам становится инвалидом. А ведь это тоже, как ни крути, наши люди». Жизнь как она есть… Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в своем ежегодном обращении к народу Казахстана заверил население страны, что жизнь рядовых казахстанцев будет улучшаться. Причем не в отдаленной перспективе, а в самое ближайшее время. Зная, что слова нашего Главы государства никогда не расходятся с делами, мы верим ему. Серик МАЛЕЕВ, Алматинская область http://www.liter.kz |