АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

«Телевизор – отражение нашего коллективного бессознательного»

altМнения разделились. Кто-то называет телевизор «зомбоящиком» и предпочитает не смотреть вовсе, а кто-то смотрит (слушает) не отрываясь, с утра до вечера, ждет аналитических и информационных передач, верит каждому слову. Почему отношение к телевидению сегодня настолько неоднозначно? Выясняем с юнгианским аналитиком Татьяной Ребеко.
alt
Psychologies: : Даже
Татьяна Ребеко Татьяна Ребеко: Отчасти я согласна с теми, кто называет информационный телевизионный поток средством зомбирования. Дело в том, что просмотр телепередач – это не активный поиск информации, а ее пассивное потребление. Мы не можем пролистать программу, монолог ведущего или спикера, даже если с первых минут понимаем, что он говорит то, с чем мы не очень-то согласны. Мы вынуждены смотреть и слушать. Другое дело, если человек, к примеру, листает книгу, журнал, просматривает новости в интернете или даже запись ТВ-передач. Как только начинается то, что ему неинтересно, уже известно или кажется сделанным, смонтированным, фальшивым, он может это быстро пролистать, просмотреть по диагонали, составить свое мнение и отложить в сторону. Однако далеко не все готовы активно участвовать в поиске, многим достаточно пассивного заглатывания подаваемой информации.
Psychologies: Поэтому ТВ нельзя просто выключить?
Т. Р.: 

Выключить, не смотреть, отказаться, найти что-то другое – все это значит «быть активным». Но чтобы быть активным, требуется больше интеллектуальных усилий. Пассивное заглатывание намного проще – на человека капает нечто, как дождь с неба. Что-то он впитывает, остальное стекает… Сделаны ТВ-передачи качественно и профессионально, поэтому от них очень трудно отказаться. Темы выбираются злободневные, каждый сюжет – отдельный кусочек, маленькая частичка бесконечного спектакля. Зрителя подхватывают на крючок: он услышал начало и хочет знать продолжение. К примеру, выступает гость, в нужный момент и в нужном месте его прерывает ведущий, сюжет обрывается и следует другой, который мы смотреть бы не стали, если бы нас не держал предыдущий интерес. На этом принципе построены все детективные сюжеты и сказки: читатель сидит на крючке бесконечного «а вот»…

В рекламе, кстати, эти механизмы отточены до совершенства. Выдается некий повторяющийся сюжет, часто рифмованный, который запоминается помимо нашего желания. И в том и в другом случае срабатывает механизм бессознательного запечатления – прайминг.

alt
Psychologies: А понятия, которые используются – всемирное зло, внешний враг, – тоже играют свою роль?
Т. Р.: 

Всемирное зло – вещь безусловно действующая. Общий (или внешний) враг придает ценность собственному величию, превосходству, подпитывает нарциссизм, значимость собственного «Я». Пусть оно будет фальшивым, но тем не менее плечи расправляются.

Psychologies: Откуда берется пассивность, о которой вы говорите?
Т. Р.: 

Так проще выживать. Потому что сделать по большому счету никто ничего не может (и/или страшно), и это состояние беспомощности и страха порождает общий психологический ступор, когда понижается функционирование всех систем. Восприятие, память, мышление, речь – все психологические механизмы переходят в базовое, примитивное состояние, благодаря которому становится возможно выживать. Примитивным червячкам в природе гораздо проще, чем высокоорганизованным слонам.

Psychologies: Отчасти страх проявляется в том, что люди не хотят перемен, предлагают «не раскачивать лодку»?
Т. Р.: 

Конечно. Страх парализует, заставляет замереть и сидеть тихо. Появляются мысли: «на нашу жизнь хватит», «подтянем пояса». Быть активным, идти вперед, вступать в конкуренцию – все это адресовано к зрелому «Я». Если его у человека нет, это вызывает опасение и страх, поэтому, конечно, проще, намного проще, чтобы не было конкуренции, все жили одинаково. Как в Северной Корее. У всех одинаковые рубашки и одинаковые ручки в карманах. А те, кто очень хорошо работает, получают две шариковые ручки. И нет никаких проблем. Если же у кого-то появляется что-то иное, возникает зависть. И тема зависти будет очень сильна в ближайшее время.

Psychologies: Вы смотрите телевизор?
Т. Р.: 

Иногда. Обычно я включаю его, чтобы посмотреть, что происходит с коллективным бессознательным. Ведь все, что мы видим на экране, – это показатель того, что творится в стране. По передачам, «врагам», «друзьям» можно проследить за тем, куда мы движемся. С одной стороны, я провожу этот анализ как заинтересованное лицо: мне важно знать, что будет дальше со страной, в которой я живу. С другой, мой интерес можно назвать профессиональным, ведь методы, которые я использую, – это психотерапия в чистом виде: по сюжетам, как по сновидениям, я могу трактовать, что происходит с «клиентом», который в данном случае – вся страна.

Psychologies: Каковы ваши прогнозы?
Т. Р.: 

Возможно, мы стоим на пороге сильных потрясений. Пассивность не может длиться долго. А чтобы выбить человека из состояния пассивности, по мнению Карла Юнга, нужен сильный стресс, взрыв. Произойдет глобальная катастрофа – вот тогда все проснутся и перестанут смотреть телевизор. Женщины возьмут в руки веники и тряпки, а мужчины лопаты и гвоздодеры.

http://www.psychologies.ru/self-knowledge/behavior/televizor-otrajenie-nashego-kollektivnogo-bessoznatelnogo/