По его мнению, создание специального арбитража в рамках ТС в корне противоречит природе коммерческих судов, нивелирует целесообразность деятельности национальных коммерческих судов и такую позицию всецело поддерживает Российская Торгово-промышленная палата.
— Дастан Умирбаевич, на форуме по разрешению международных коммерческих споров, который уже второй день идет в Алматы, витает идея создания специального арбитража в рамках Таможенного Союза. Что вы об этом думаете?
— Да, мы в курсе этого вопроса. Летом прошлого года Минюст собирал представителей коммерческих судов обсудить предложение российской стороны о создании единого арбитражного органа, некоего супер суда, наднационального суда, придать ему особый статус и полномочия. Мы выступили против.
— Почему?
— Во-первых, на наш взгляд, создание такого института в корне противоречит природе коммерческих судов. Надо задаться вопросом, а кто будет создавать этот супер суд? Насколько я понял, государства. Но ведь коммерческие суды это альтернатива государственным судам и созданы они как раз в противовес, как институт правосудия для бизнеса.
Во-вторых, создание этого суда при всех его преимуществах, нивелирует целесообразность деятельности национальных коммерческих судов, потому что коммерческие суды это рынок, их должно быть много или хотя бы несколько. У нас в Казахстане в данное время немало коммерческих судов, есть определенная конкуренция, определенный выбор и это непосредственно влияет на качество судопроизводства и в первую очередь это выгодно предпринимателям.
А представьте себе, что если будет некий наднациональный супер суд, который в итоге перетянет одеяло на себя, то толпы будут бегать в Москву, и деятельность наших судов станет непривлекательной и экономически невыгодной. Насколько я помню, россияне предлагали придать этому суду не только статус, а еще и полномочия, и именно в плане исполнения. Исполнение решения судов актуальная для всех тема, характерна для всех. Именно для этого суда предлагалось внести изменения в национальное законодательство с тем, чтобы решения этого супер суда исполнялись всеми органами судебного исполнения безоговорочно, минуя внутригосударственные процедуры приведения в исполнение судебных актов. Мы считаем, что это неправильно, но есть определенный порядок, который уже установлен. У нас есть и двустороннее соглашение о взаимной правовой помощи. Конечно, мы сейчас идем к максимальной интеграции, но это не значит, что у нас должен быть наднациональный коммерческий судебный орган. Что примечательно, наши коллеги из Российской Торгово-промышленной палаты нас всецело поддерживают, есть их официальное мнение по этому вопросу.
— Совсем скоро, летом, в Казахстане будет ликвидирована Торгово-промышленная палата. На какой орган будут переложены ее функции?
— Вы, наверное, знаете, что в прошлом году у нас была создана Национальная палата предпринимателей, по этому поводу принят специальный закон, регулирующий ее деятельность, и функции ликвидируемой Торгово-промышленной палаты будут как раз переданы Национальной палате. Полномочия по этим функциям у НПП РК возникнут уже с середины июля этого года, а сама система ТПП РК подлежит ликвидации в течение года.
Хочу особо подчеркнуть, что НПП по сравнению с ТПП является более глобальной структурой. Она объединяет все бизнес сообщество Казахстана и основана на обязательном членстве в ней всех субъектов частного предпринимательства.
— В каждой стране есть Торгово-промышленная палата, а у нас она, наоборот, ликвидируется. Почему, для чего?
— Это вопрос, наверное, правильнее было бы адресовать представителям НПП, но все же попытаюсь вкратце ответить. Во всех странах существуют структуры, призванные представлять и защищать интересы бизнеса в госсекторе и на международной арене. Где-то это торгово-промышленные или просто торговые палаты, где-то они имеют другое наименование. К примеру, в Австрии нет Торгово-промышленных палат, там есть Экономическая палата, по сути это ТПП. В этом смысле нет прямого противоречия, есть разница в названиях, скажем так. При этом Национальная палата, как я уже отметил, вбирает в себя больше функций, чем есть сейчас у ТПП. Это управление специальными экономическими зонами, устроительство управления таможенными переходами, постами, то есть таможенной инфраструктурой, организация специального образования и многое другое. Кроме того, статус НПП с точки зрения взаимоотношений и взаимодействия с государством гораздо более значительный.
Конечно, судить об эффективности Нацпалаты пока рано, следует понимать, что сейчас идет этап становления. Наши коллеги в НПП работают в весьма напряженном режиме, поскольку надо в краткие сроки решить целый комплекс оргвопросов, чтобы палата заработала, что называется, в полный рост. Уверен, это вопрос уже ближайшего времени.
Торгын Нурсеитова
Источник: ИА «Zakon.kz»