Во времена, когда мир был разделен на два лагеря, и между Западом и Советским Союзом была холодная война, было два военных союза, которые диктовали свои условия. Один из них – Североатлантический альянс (НАТО), второй – страны Варшавского договора. Политику военных блоков определяли ведущие в них государства. Например, внешняя политика стран Варшавского договора со штаб-квартирой в Москве зависела от позиции и амбиций СССР. И все члены организации были всегда готовы ответить на военные удары своих оппонентов. Зато Кремль взял на себя обеспечение стран-членов блока дешевым вооружением, бесплатное проведение военных учений. Союзники неустанно проводили совместные военно-технические учения.
Во второй половине ХХ века военные действия не проходили без участия двух военных блоков. В военных действиях во Вьетнаме, Лаосе, Корее, Иране, Чили, Афганистане и других государствах операциям НАТО негласно противостояли страны Варшавского договора. Однако уже прошло более четверти века после крушения этого военно-политического блока. В наше время Россия, как преемница СССР, организовала СНГ и задалась целью создать такую организацию коллективной безопасности, которая стала бы аналогом Варшавского договора. Цель – противостоять США, которые на сегодня являются гегемоном в мировом сообществе, и всегда быть готовыми к войне. Однако возродится ли сегодня тот военный блок на основе Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ)? Были разговоры о том, что Шанхайская организация сотрудничества может стать альтернативой НАТО. Страны-члены ШОС даже как-то провели пару совместных учебно-тренировочных учений.
О чем советовались союзники?
В последнее время, после событий на Украине, Россия стала чаще собирать министров обороны стран-участниц ОДКБ, чтобы определять основные направления совместных действий. При этом необходимо отметить, что пока Организация проводит работу только по пресечению трансграничных преступлений, координирует деятельность правоохранительных органов, но, похоже, что стремится и к более решительным действиям.
Если обратить внимание на аналитические материалы российских средств массовой информации, на этих встречах в ОДКБ, главной темой стал вопрос о том, что Россия, которая обеспечивает страны-члены Организации дешевой военной техникой и вооружением, не может получить от них более действенной помощи. Например, в статье Владимира Безбородова «Зачем нам нужно ОДКБ?» на сайте «Военные материалы» подробно повествуется о том, что страны-члены Организации договора о коллективной безопасности остались в стороне от многих событий.
«В 1999 году страны-члены НАТО под предводительством США открыто разгромили Сербию, в то время Сербия была союзницей России. В этой операции Россия постаралась сделать все, что можно, чтобы помочь Сербии. Однако союзники остались безмолвными, будто ничего не случилось. Не говоря о военной помощи, они даже не выразили политической поддержки. Именно в том году чеченские боевики вторглись в Дагестан. Остались союзники, то есть страны-члены ОДКБ безучастными и тогда, когда в 2008 году Грузия открыла огонь по российским миротворцам в Южной Осетии. Началась война между Грузией и Россией. Не было не только военной помощи, но и даже какой-либо политической поддержки. Если белорусский лидер Лукашенко сказал «поглядим, что будет», то Назарбаев остался безмолвным. И другие члены ОДКБ не проявили какой-либо активности, а Россия вела военные действия в Осетии. И вот 2014 год. Россия выступила с жесткими заявлениями касательно Украины. Остальные хранят молчание», – пишет автор.
В действительности Россия давно пытается создать военный союз, способный стать альтернативой НАТО. Однако, видно, что союзники по ОДКБ не проявляют особого желания поддерживать агрессивные действия России. Вместе с тем у нас почти нет аналитических материалов о действиях этого ОДКБ и позициях его стран-участниц. Мы попытались найти ответы на следующие вопросы: «О чем советовались стороны 11 июня, какие решения приняли, какие действия будут предприняты при обострении ситуации на Украине?». Однако имеющаяся информация слишком официальна и расплывчата. Так, заместитель министра обороны Российской Федерации, генерал армии Аркадий Бахин сказал: «В ходе обсуждения была затронута проблема, какие меры мы можем предпринять при обострении внешней опасности, когда усиливается политическое и экономическое давление».
И все же, если обратить внимание на заявление Генерального секретаря Организации Договора околлективной безопасности Николая Бордюжи от 16 июня, государства-члены этой организации намерены приостановить диалог по урегулированию отношений с НАТО, и, наоборот, планируют усилить связи в рамках ШОС с Китаем. Во время встречи в российской Государственной Думе с парламентскими делегациями государств-членов ОДКБ и с членами Парламентской Ассамблеи ОБСЕ 11 июня г-н Бордюжа сказал: «На этих встречах были приняты необходимые решения. По нашему мнению, мир переживает открытое противостояние. Многие страны свои действия вывели из-под контроля. Вмешиваясь во внутренние дела других государств, пытаются управлять общественным мнением, преследуют цель оказывать влияние на государственные структуры, население с экономической и финансовой позиции. Чтобы изменить политический курс государства и привести к власти марионеток, поддерживающих курс Запада, широко используются хорошо продуманные технологии организации цветных революций. В качестве классического примера подобных революций можно назвать антиконституционный государственный переворот на Украине. Сегодня эти события переросли в гражданскую войну. Главная цель в нынешних условиях, когда обострились международные отношения, все проблемы решать с коллективной точки зрения и уметь на этом пути принимать конкретные решения, приходить к общему пониманию. Сегодня Россия и страны ОДКБ испытывают экономическое, политическое и информационное давление. Их стратегическая цель ясна – развивать нестабильность на постсоветском пространстве».
Что даст общая система ПВО?
В конце мая текущего года Президент РК Нурсултан Назарбаев подписал с Россией договор о создании общей противовоздушной обороны. Разговор о защите общего воздушного пространства начался в январе прошлого года. Даже успели подписать названный документ в Москве. В мае взялись за его ратификацию. Согласно этому договору, силы системы общей противовоздушной обороны будут возглавлять командиры, назначаемые президентами двух стран, по представлению министров обороны России и Казахстана. Кроме того, планируется разработать правила боевых действий и обмена информацией. В январе 2014 года министр обороны России Анатолий Антонов заявил, что Москва безвозмездно передает Астане 5 дивизионов ракетно-зенитного комплекса С-300ПС. Антонов выразил уверенность, что это обеспечит безопасность воздушного пространства не только Казахстана, но и стран членов ОДКБ.
Россия, начиная 2007 года, преследует цель совместно со странами СНГ создать общие противовоздушные силы. В 2009 году к этому проекту присоединилась Белоруссия. Россия предполагает, что после Казахстана к ним присоединятся Армения, Узбекистан и Таджикистан. Однако если учесть, что Узбекистан не является членом ни ОДКБ, ни ШОС, то можно понять, что Россия хочет выдать желаемое за действительное. Не секрет, что сегодня НАТО и Россия ведут непрерывную борьбу за Узбекистан. Если НАТО планирует ввести в Узбекистан свои войска и привлечь его в свои ряды, то Россия пытается удержать его под своим влиянием. Надо отметить, что Узбекистан имеет геополитически удобное расположение для урегулирования конфликтов в Центральной Азии. После ухода американских военных с аэропорта «Манас» в Кыргызстане, новой площадкой для их базы рассматривается Узбекистан. Однако у России есть свои козыри касательно Узбекистана. Нескончаемые споры узбекской стороны с Таджикистаном по вопросам границ и использованию воды, проблема узбекских анклавов в Кыргызстане и сильное влияние России в центрально-азиатском регионе не позволяют Узбекистану повернуть дело в свою пользу. Пока Узбекистан не позволял манипулировать собой, и в ближайшее время вряд ли подпишет договор с Россией о создании общей системы противовоздушной обороны. И тем не менее цель России – создать альтернативу системе противовоздушной обороны, создаваемой в Европе при помощи США.
– Общая противовоздушная оборона Казахстана и России имеет политическое значение. Это доказательство высокого уровня интеграции в военной сфере. В связи с событиями на Украине, вопросы обороны стали важной проблемой для России, которая пытается показать, что не позволит изолировать себя от внешнего мира. Хотя мы и говорим, что Евразийский экономический союз не имеет никакого отношения к области политики, любая интеграция между нашими двумя странами – это шаг в сторону формирования военно-политического союза, – говорит заведующий аналитическим отделом российского Института военных и политических исследований Александр Храмчихин.
Во внешнеполитических метаниях России кроется довольно прозрачная подоплека. После событий в Крыму Запад показал свое недовольство Кремлю, приняв экономические санкции в отношении к России и рассматривая возможность ввода войск НАТО на Украину. Предложение о вводе российских миротворцев на Украину было категорически отвергнуто. Россия, указывая на эти попытки изолировать ее от внешнего мира, пытается доказать всему миру, что ее позиции сильны. Поэтому она хочет во чтобы ни стало сохранить свое политическое и экономическое влияние на страны Центральной Азии. Для этого Россия заключила оптимальные для себя договоры со странами СНГ, которые находятся под ее влиянием. И сейчас стоит вопрос, а что будет дальше? Если российские войска войдут на территорию Украину, то будут ли казахстанские военнослужащие, как силы страны-союзницы, в рядах российских миротворцев?
Есенгуль КАПКЫЗЫ перевод Кайрата МАТРЕКОВА