В прошлом номере газеты мы уже писали о жизни казахских студентов, прибывших на учебу на историческую родину из – за рубежа.
А какие трудности испытывают наши сородичи, выехавшие на учебу в зарубежье?
В последние годы в рамках разных государственных программ тысячи молодых людей выезжают на учебу за границу.
С 1993 года в рамках программы «Болашак», реализуемой по непосредственной инициативе самого Елбасы, казахская молодежь получала возможность ежегодно по 87 специальностям обучаться в 32 странах мира. Если верить цифрам, то за все годы по этой стипендии более 5 тысячи казахстанцев получили образование за рубежом. Да и сегодня более двух тысяч молодых казахстанцев учатся за рубежом.
Однако пришло время говорить не только о преимуществах, но и о недостатках обучения за границей.
Соседний Китай с 1,5 миллиардным населением с опаской смотрит на отправку молодежи на обучение в зарубежье. Ежегодно на учебу за границу отправляет только несколько тысяч человек. Большинство из них -государственные служащие. А Япония с более чем с 120 миллионным населением ежегодно дает разрешение только 15 своим гражданам на учебу за рубежом. Почему эти страны, имея большие, чем Казахстан людские ресурсы, не отправляют свою молодежь учиться, как мы, на 4-5 лет за границу?
А не опасна ли для нашей молодежи, которая только сейчас начинает понимать смысл жизни, учеба за границей? Не говоря об идеологии чужой страны, там есть политические группы, желающие иметь влияние на политику Казахстана. А кто даст гарантию, что эти заинтересованные группы, посредством отравления сознания молодежи, не будут пытаться влиять на политику нашего государства?
Те же западные страны, направляющие в Казахстан своих многочисленных миссионеров, не готовы ли они использовать в своих целях казахстанскую молодежь, которая обучается в этих странах.
Чтобы наша талантливая молодежь не пошла на поводу зарубежных идеологов, которые финансовыми стипендиями завлекают их, мы должны уже сегодня обратить серьезное внимание на эту проблему.
Молодым везде у нас дорога…
Недавно была опубликована статья журналиста-востоковеда Галыма Бокаша «Лондонда оқып жүр» («Учатся в Лондоне»). В статье автор рассказывая, что и сам обучался за рубежом, и жил в странах Европы, говорит, что поведение студентов из Казахстана отличается от других. Например, он пишет: «Прибывающие из Казахстана – это в основном молодые специалисты, записавшие через нефтегазовые компании на краткосрочные курсы, или же дети олигархов, прибывшие для обучения на курсы по изучению языка».
Совсем недавно все мировые средства массовой информации раструбили, что Азамату Тажаякову и Диасу Кадырбаеву из Казахстана, пприлетевшим через океан на учебу в США, предъявлено обвинение в причастности к взрывам в Бостоне. Неизвестно, какую подоплеку имеет это дело. О проблеме защиты прав казахстанских студентов за рубежом на круглом столе, посвященном платформе государственной молодежной политики Казахстана, говорила депутат Гульнар Ысканова. Несмотря на трудности учебы на чужбине, казахская молодежь стремиться учиться за рубежом. Выпускник школы №13 Алматы, а ныне студент австралийского университета Wollongong в Дубаях Еркебулан Бейсенбаев мечтает после окончания обучения вернуться на Родину, и трудиться во имя ее процветания. «Сегодня у нас многими учреждениями руководят старшие агашки, которые живут ценностями советской эпохи, такова действительность. А мы должны работать по-новому, используя полученное образование, приобретенный опыт. Экономике, политике, социальной сфере Казахстана нужны специалисты, мыслящие по-новому, нужны новые проекты», – говорит Еркебулан.
По мнению магистранта КазНУ Айгерим Тасиловой, которая недавно согласно договору между КазНУ и университетом Вайоминга прошла двухнедельную стажировку для магистрантов, учеба за рубежом, имеет свои плюсы. За рубежом для студентов созданы все условия для учебы. Например, каждому студенту положено три компьютера, и у них, не как у нас, студенты могут жить в общежитиях и зимой, и летом. «Не говоря о качестве знаний, хочу отметить, в первую очередь, социальное положение студента. Если появится возможность учиться за рубежом, поеду не задумываясь», – призналась она.
Безусловно, государство заинтересовано расширять горизонты будущего, чтобы молодежь увидела зарубежные страны, получила образование, и использовала полученные знания во благо страны. В этом направлении программа «Болашак» проводит работу по обустройству молодежь на учебу в передовые учебные заведения, согласно избранной специальности, контролю над их обучением, и трудоустройству по возвращении на родину.
Согласно сведениям сайта центр «Международных образовательных программ Болашак», кроме стажа 1-3 года для претендентов на эту стипендию изменений нет. По словам заместителя директора программы Асета Абдуалиева, у претендента на стипендию должен быть трудовой стаж, а также компания — работодатель должна гарантировать, что за работником, ставшим стипендиатом, будет сохранено рабочее место.
Значит, теперь выпускники программы «Болашак» не будут гоняться за работой с большой зарплатой, будут иметь возможность вернуться в родной коллектив, и трудиться во имя процветания своего предприятия.
Преподаватель Казахского Национального университета имени Аль-Фараби, кандидат наук Мария Жумабекова, хотя и поддерживает эти изменения, признается, что они ее и беспокоят. Потому, что желающие учиться по программе «Болашак», после окончания университета стараются не выиграть грант программы, а найти работу. По ее мнению, молодые ребята окончившие университет в возрасте 21-22 лет должны иметь льготы.
После внесенных изменений мечта Айдына Амангельды, желающего учиться по программе «Болашак», отдалилась от него. «В этом году окончил бакалавриат, магистратуру планировал закончить за рубежом в рамках программы «Болашак». Поскольку четыре года учился в университете, нигде не работал, то не имею трудового стажа. Теперь буду стараться выиграть грант по другим программам зарубежных учебных заведений. Если не получится, придется искать работу. Если найду работу, то через два года буду сдавать документы в рамках программы «Болашак», – говорит он, давая понять, что не откажется от своей мечты.
Алтын Беимбет, студент КазНУ, перевод Кайрата Матрекова