Размышления после прочтения книги А. Тохтабая «История казахской лошади»
Всем известно, история пишется на основе исторических сведений. Существует много разновидностей исторических сведений – археологические, этнографические, материальные, устные, письменно-документальные сведения.
Любой профессиональный историк, прежде, чем писать свои труды, собирает необходимые сведения, анализирует их. Это – общее правило. Фактор, свидетельствующий об объективности исторических трудов, повышающий их научность – высокая степень достоверности исторических сведений. Если мы признаем этот принцип, то, наверное, будет неприлично подвергать сомнению научность исторических трудов, написанных на основе широких исследований, с привлечением живых сведений или живых свидетелей. Недавно отечественную историческую науку пополнил еще один фундаментальный исторический труд, научная ценность которого не подлежит сомнению. Это – большой труд историка-этнографа, доктора исторических наук Ахмета Тохтабая «История казахской лошади» (Издательство «Алматыкітап», 2010 г. 496 стр.).
Лошадь – живой свидетель казахской истории. Лошадь настолько тесно связана с исторической жизнью казахского народа, что стала не только «крыльями казахов», но и придала нашей нации свой благородный нрав. Может быть поэтому, даже, у тех казахов, которые подверглись урбанизации, и предали забвению родной язык, до сих проявляется благородные черты характера.
Если так, то рассматривать историю казахов в совокупности с историей грациозных скакунов – один из новых методов исторической науки. Используя этот метод наш коллега Ахмет добился больших научных успехов. А теперь перейдем от структуры названного труда к его содержанию.
В первой части исследования автор доказывает, что казахская земля – родина лошади, а затем начинает повествовать об истории скакунов, тесно увязав ее с историей, жизнью и бытом казахов. Например, труд, состоящий из следующих десяти частей, «Исторические периоды лошади» (В этой части повествуется о скифах-саках, амазонках, гуннах, древних тюрках, кыпчаках монголах), «Древние породы казахских лошадей» (корм лошадей, уход за лошадьми, люди, богатые лошадьми, торговля лошадьми, выносливость и терпеливость казахских лошадей, коневодство ХІХ века), изложены очень доступно, с приведением конкретных примеров. Для исследования темы автор использовал археологические скелеты древних лошадей, наскальные изображения, различные рисунки и фотографии новой эпохи и современности. Не остались без внимания автора и последние археологические сведения о «лошади Ботая», «лошади Берела», архивов Оренбурга, Омска, архива музея истории лошади сельскохозяйственной академии России, бесценные знания более 300 специалистов по подготовке скакунов, конюхов, летописцев, проживающих на пространстве от Монголии до Астрахани, от Китая до Ташкента. Это придало исследованию еще большую научность и привлекательность.
Исследователь тщательно проанализировал научные труды, опубликованные в стране и за рубежом. Автор, проведя научный анализ ранее опубликованных работ известных ученых, сделал свежие изыскания, и добился новых успехов. В том числе, главным открытием стало научное определение истории эволюции развития казахской лошади, от древности до современного периода, насчитывающее 5 тысяч лет.
Это первый в отечественной исторической науке научный труд энциклопедического характера, который исследовал казахскую лошадь в историческом времени и пространстве. Его в известной степени можно назвать научно-познавательным и бесценным опытом, написанным копытами казахских скакунов.
Набижан Мухаметханулы,
доктор исторических наук,
профессор, перевод Кайрата Матрекова