АЛТЫНОРДА
Обзор казахской прессы

ТУРКЕСТАН № 34. «АБАЕВЕДЕНИЕ» БУДУТ ИЗУЧАТЬ ТОЛЬКО УЧАЩИЕСЯ АСТАНЫ?

ПеНынешний учебный год принесет немало новинок. Страна принимает меры для поднятия престижа профессии учителя. Заслуженную оценку получает труд педагогов, которые обучают и воспитывают будущее страны – подрастающее поколение. Одни получают надбавку к зарплате за квалификацию, другие становятся обладателями собственного жилья.

Еще одна позитивная новость — учащиеся 9, 10, 11 классов Астаны с нового учебного года начнут изучать еще один обязательный предмет – «Абаеведение». Достойное новшество! Произведения великого поэта, призывающие к знаниям, науке, труду и человечности – сами по себе большой жизненный урок. А его «Слова назидания», полные философского смысла, основа предмета. Любое произведение великого мыслителя заставляет читателя думать. И ведь что показательно, важность проблем, затрагиваемых поэтом, с течением времени только актуализируется, приобретая характер мировых цивилизационных вызовов.  Абай становиться актуальным  в той же России. С течением времени растет важность проблем, затрагиваемых поэтом, повышается интерес к его творчеству. Может быть, поэтому мы и говорим: «Казах, не читавший Абая, не казах».

Пед

По словам директора научно-познавательного центра «Абаеведение» Алмахан Мұхаметқали — кызы, через изучение предмета будет пропагандироваться и песенное наследие поэта. «Песни Абая сегодня исполняются редко. Общественность не знает, что Абай автор 27 песен и двух кюев», – говорит она.

Однако, в связи с этим, возникает еще один вопрос. Почему право на изучение предмета «Абаеведение» получили только школы северной столицы? Что мешает учащимся других регионов страны изучать наследие великого мыслителя и поэта? В действительности, почему нельзя организовать во всех школах страны изучение предметов «Абаеведение» и «Алашеведение»? Почему Министерство образования и науки так ограничила сферу изучения этих предметов?

Сегодня немало ученых, которые исследовали наследие Абая. У нас достаточно литературы о творчестве великого поэта и мыслителя. А безотлагательное введение предмета «Алашеведения»  актуально сверх всякой меры. Оно не терпит промедления. Мы должны воспитывать поколения свободных людей свободной страны. Юные граждане Қазақ Елі должны в полной мере знать имена и пройденный жизненный путь личностей, политических деятелей начала ХХ века, отдавших свои жизни в неравной борьбе с кровавой и беспощадной тиранией большевиков.

Известный ученый абаевед, профессор Серик Негимов в одном из своих выступлений сказал: Нет никаких преград для введения предмета «Абаеведение» в школьную программу. Вся проблема в желании. Учитель обязан знать творчество Абая. Чтобы привлекать учащихся к изучению творческого наследия поэта. И такие специалисты у нас есть. Только учителя, любящие Абая, считающие его гордостью казахов, национальной личностью, понимающие, что «Наследие Абая – зеркало нынешней жизни» способны открыть учащимся мир величайшей личности. Сегодня мировое сообщество и общественность страны проявляют большой интерес к творчеству Абая. Он – личность, впитавшая в себя дух великих мыслителей человечества – Аристотеля, Сок­рата, Пла­тон­а, благодаря ему Пушкин, Лермонтов и Гете заговорили на казахском языке.

Гульмира Сатембаева, жительница Мамырсуского района Восточно-Казахстанской области, родительница:

– Я хочу, чтобы мой ребенок изучал «Абаеведение». Когда мы учились в школе, не в  достаточной степени изучали творчество великого поэта и мыслителя. Сегодня, слава богу, после обретения независимости, мы получили возможность открыто изучать творческое наследие наших поэтов и писателей. Изучение творческого наследия Абая, имя которого живет в сердце каждого казаха, благое дело. Это, безусловно, поможет расширению мышления учащихся, повышению их человечных качеств. К сожалению, предмет «Абаеведение» с этого года изучают только в школах столицы. Слышали, что в планах внедрение предмета во всех школах страны. Хотелось бы, чтобы наши дети не оставались в стороне от этого мероприятия. Поскольку в стране все школы государственные, и программа обучения в них должна быть идентичной. Дети в регионах и без того обделены хорошими учителями и современными классами.

Педа

Аскар Наймантаев, актер:

– В академии искусств, в работе со студентами для постановки голоса, дикции, чистоты речи, после чтения пословиц, поговорок и скороговорок, мы переходим к стихам Абая. Профессор Дарига Туранкулова, пока студенты не ознакомятся в полной мере с творчеством поэта, не переходят к другим темам. Студент, работавший в течение семестра со стихами Абая, в корне меняет свое мировоззрение. Внедрение предмета «Абаеведение» дело, конечно, правильное, но какой будет форма ее реализации? Главное, чтобы не посадили детей, и не сказали «учите!». В моей школе есть ученики, которые с гордостью говорят: «Я знаю десять, двадцать стихов Абая наизусть!». Я рад, что они учат. Однако они знают только наизусть. Сегодня Абай нужен не только детям, сегодня он нужен и учителям. Он нужен казахам!

Айгуль Болатханкызы, журналист:

– В последние годы часто слышим, что в школьную программу вводят новые предметы. Скажем, валеология, религиоведение. Вот, с нового учебного года вводят «Абаеведение». Иногда меня посещает мысль, «Не принимаем ли мы поспешные решения?». Кто знает, может это и правильно. Однако улучшит ли качество знаний увеличение количества предметов? Каково качество учебников? Поскольку это дополнительные предметы, будут ли ученики уделять им должное внимание? И еще, хотелось бы, чтобы в начальной школе дети получали знания только на родном языке (без иностранного языка и дополнительных предметов), также считаем необходимым уделять больше внимания национальному воспитанию. Особое внимание нужно обратить народной педагогике. «Абаеведение» должны изучать не только школьники Астаны, а всей страны.

Шолпан Тореханова, учитель казахской  средней школы №148 Шиелийского района Кызылординской области: 

– В действительности, в наших школах нет конкретной программы по изучению творчества Абая. Несмотря на это предмет ввели в программу столичных школ.

Однако на сегодня есть уже заявленными отдельными педагогами методики по изучению нового предмета. В этом направлении бояться нечего. Трудов написанных о  великом мыслителе немало. Пока предмет изучают только учащиеся старших классов. Пока нет единой разработанной программы изучения «Абаеведения» с 1 по 11 класс. Считаю, что Министерство должно уделить большое внимание этой проблеме, и разработать специальную программу уроков «Абаеведения».

Главное, считаю, что этот предмет должен стать обязательным не только для школ столицы, но и для всей страны.

 

Динара Мынжасаркызы,                                                                                                     перевод Кайрата Матрекова