Ежегодно десятки тысяч молодых людей заканчивают высшие учебные заведения. И, как показывает практика, многие из них остаются не у дел. Через пару лет безрезультатных поисков работы по специальности, они прячут дипломы вглубь сундуков, и идут работать в другие отрасли.
Выступая на августовской конференции, Бахытжан Жумагулов сказал, что сегодня в школах не хватает около 2000 учителей. Это учителя математики, химии, физики и английского языка. И, тем не менее, большинство выпускников остаются невостребованными.
Этому есть свои причины. Самое главное, молодежь не хочет идти работать в сельские школы. Несмотря на мизерную зарплату и дороговизну, предпочитают оставаться в городе. Не привлекает молодежь и программа «С дипломом в аул!» Если учесть, что большинство школ находятся в сельской местности, молодежь не изъявляет большого желания ехать на село. К тому же, большинство педагогических специалистов не желают работать и учителями. Стараются найти более престижную и высокооплачиваемую работу. В учителя идут в основном те, кто учился в университете ни шатко, ни валко.
Еще одно негативное явление, охватившее общество – фактор кумовства, сватовства, личного знакомства, когда вопросы трудоустройства решаются по звонкам агашек и татешек. И сегодня этот процесс охватил все сферы жизнедеятельности общества. Недавно одна моя знакомая, окончившая ВУЗ, поделилась радостью, сказав, что устраивается учителем математики в одну из школ. Однако радость ее была кратковременной. Оказывается, молодую женщину, которая недавно создала семью, директор школы под предлогом, что «скоро уйдешь в декретный отпуск и станешь головной болью для меня» не принял на работу. И это не единичный случай. Сегодня без протекции высокопоставленных родственников молодежи не легко устроиться на работу, тем более, на престижную.
И как при такой ситуации нам развивать демографию и систему образования Казахстана? Пока вопросов больше, чем ответов.