Прошло более десяти лет после введения системы «альтернативных» учебников. Поэтому, думается, уже настало время, чтобы система, изначально нацеленная на отбор самых лучших учебников, дала положительные результаты. Однако за это время целое поколение уже окончило обучение в школе, а общие для всего Казахстана учебники до сих пор не разработаны. Получается, что ученик, сменивший место проживания или школу, вынужден менять и учебники. Почему? Да потому, что сегодня школы сами выбирают учебники из предложенных несколькими издательствами вариантов, по которым будут обучаться школьники. Мало того, по некоторым предметам есть даже 5 (!) вариантов альтернативных учебников. К примеру, если в одних школах ученики изучают предмет по учебникам издательства «Алматыкітап», то другие пользуются продукцией издательства «Мектеп», в зависимости от выбора учителя. Оказывается, что только Департамент образования Жамбылской области, осознавая важность обучения по общим учебникам, заказал единые учебники для всех школ. В то же время надо отметить, что даже при наличии одного, единого для всех учебника, в качестве альтернативы нужны дополнительные учебные пособия. Надо отметить, что сложившаяся в стране в течение последних десяти лет практика обучения по разным учебникам вызывает определенные опасения –
а не стоят ли за этим явлением коммерческие интересы издательств?
Депутаты Мажилиса Парламента открыто заявляют о подобных опасениях. На последнем «правительственном часе» в повестку дня была вынесена проблема обеспечения школ учебниками и учебно-методическими пособиями . Народные избранники обрушили шквал вопросов на министра образования и науки Аслана САРИНЖИПОВА, который пришел в Парламент, чтобы отчитаться перед депутатами по ситуации с учебниками. Так, депутатов интересовал вопрос, какая есть необходимость ежегодно выпускать новые учебники, хотя уже есть однажды утвержденные? Вопрос здесь касался учебников не истории и географии, а по таким фундаментальным наукам, как математика, алгебра, геометрия, химия, физика. Или еще один вопрос – почему в текстах учебников, которые, казалось бы, уже прошли соответствующую редактуру и корректуру перед выпуском, через год обнаруживаются ошибки? Или это один из способов освоения государственных средств, выделяемых на издание учебников? Может быть, действительно, издание учебников кто-то превратил в доходное предприятие?
К сожалению, на эти вопросы депутатов министр не смог дать вразумительного ответа. В своем выступлении он ограничился лишь заранее подготовленными аргументами, которые изобиловали множеством чисто профессиональных терминов. Вице-спикер Мажилиса Дарига НАЗАРБАЕВА, которая председательствовала на заседании, поочередно поднимала представителей министерства образования и науки, местных акиматов, издательств и вынуждала их отвечать на поставленные вопросы. В конце концов, не получив исчерпывающих ответов, НАЗАРБАЕВА разодосадованно сравнила чиновников с ясельной группой детского сада. Хотя министр и старался закрыть тему, сообщив, что только недавно создана рабочая группа для изучения вопросов подготовки, издания, транспортировки и доставки учебников по школам, но слова его звучали неубедительно.
На заседании с содокладом по обсуждаемому вопросу выступила председатель Комитета по социально-культурному развитию Мажилиса Гульнар ИКСАНОВА¸ которая заявила: «Ученики после окончания учебного года не знают, по каким учебникам будут учиться в следующем учебном году. Список необходимых учебников дают в начале нового учебного года. Поэтому родители вынуждены обивать пороги книжных магазинов и издательств в поисках необходимых учебников для своих детей-школьников, когда учебный год уже начался».
Еще одна «избитая» тема – дефицит учебников, повторяющийся из года в год. По словам министра САРИНЖИПОВА, сегодня не хватает учебников в Северо-Казахстанской, Алматинской, Южно-Казахстанской, Костанайской, Акмолинской, Кызылординской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской и Актюбинской областях. В этих регионах родители вынуждены обеспечивать детей учебниками на свои средства. Одна из причин дефицита учебников — их несвоевременная доставка. Оказывается, в каждом регионе свои требования. Например, в Павлодарской области издательство доставляет учебники только до областного центра, в Южном Казахстане — до каждой школы. А в Алматы все учебники издательство обязано доставить в библиотеки каждой школы. В некоторых областях доставка учебников поручена кому попало. Так, в Костанайской области тендер по доставке учебников сразу в двух районах выиграл частный предприниматель, который на самом деле оказался не способным выполнить поставленную перед ним задачу. В итоге, учебники так и остались не доставленными по месту назначения в срок, к началу нового учебного года.
Сегодня, как отметили депутаты, трудно найти конкретных ответственных лиц, отвечающих за проблемы с дефицитом учебников. В республике сформирована такая структура: МОН готовит методику по подготовке учебников, утверждает список необходимых учебников; издательства выпускают необходимые, утвержденные учебники; определение количества необходимых учебников и их своевременная доставка в учебные заведения – обязанность местных исполнительных органов. Тем не менее, в ходе обсуждения «школьных» проблем на «правительственном часе» в Парламенте, министру пришлось отвечать за состояние дел в этой сфере перед депутатами, которые решили, что вся ответственность лежит на Министерстве образования и науки. Было принято решение следующей весной снова вернуться к рассмотрению этой проблемы. Вице-спикер Мажилиса Д.НАЗАРБАЕВА заявила, что министр А. САРИНЖИПОВ к тому времени должен «извлечь уроки из высказанной депутатами критики и урегулировать систему обеспечения школ учебниками».
Гульбигаш Омар, Астана,
Перевод Кайрата МАТРЕКОВА