В своем недавнем интервью радио «Азаттық» на русском языке гражданин мира Олжас СУЛЕЙМЕНОВ заявил, что боится «полной независимости» Казахстана.
Это не первый случай, когда Олжас Сулейменов негативно отзывается о независимости Казахстана, казахского языка. В свое время об этом на страницах газеты «Туркестан» были опубликованы мои статьи «Қазақ ұлт па, жоқ, тайпалар одағы ма?» («Түркістан», №51, 23.12, 2004 г.) — «Казахи нация, или союз племен?»; «Олжас Сүлейменов тағы да орыс тілінің жоқтаушысы» («Түркістан», № 8, 24 .02. 2005 г. — «Олжас Сулейменов вновь на защите русского языка»; «Империяны аңсау құлдық сананың жемісі емес пе?» («Түркістан», 20. 11. 2008 г.) — «Разве ностальгия по империи не плод рабского сознания?»). В названных статьях я с горечью писала, что знаменитый на весь мир поэт, являясь казахом по национальности, вместо защиты интересов нации, встал на сторону империалистов.
И сегодня Олжеке не изменился, оставаясь верным своим идейным принципам. Он подвергает сомнению единение нации, ее способность сформировать свою государственность, боится «полной свободы» Казахстана как страны казахов. Когда-то точно такую же мысль о свободе для своей страны высказывал и великий сын кыргызского народа, писатель с мировой известностью Чингиз АЙТМАТОВ. К сожалению, они почему-то не осознают, если сыновья, на которых надеется народ, не верят в его будущее, то и у народа слабеет вера в собственное будущее.
После обретения независимости казахский народ, воспользовавшись уникальным историческим шансом, поставил перед собой великую цель построения новейшей казахской государственности и ждал от своих национальных лидеров духовной поддержки, которая укрепила бы веру казахов в свободное, независимое будущее. Однако позиция Олжеке подтверждает правильность слов Ахмета БАЙТУРСЫНОВА «пока язык не будет независимым, сознание не обретет независимости». Бесспорно, Олжас Сулейменов – это знаменитый на весь мир поэт, получивший в дар от природы редкий литературный талант. Однако он, всю жизнь считал родным русский язык. И сегодня, взойдя на вершину восьмого десятка лет, считает, что родной казахский народ не способен самостоятельно жить в независимом государстве. Почему он боится независимости своего народа? Почему вместо того, чтобы поддержать решимость казахов, он хочет разрушить их веру в будущее? Разве он не видит, как многие народы, до сих пор не имеющие независимости и не жалея своих жизней борющиеся за нее, всеми силами стремятся к свободе, хотя никак не могут обрести ее? Вопросов много, а ответов нет.
Есенгуль КАПКЫЗЫ Перевод Кайрата М АТРЕКОВА