АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Ученые занялись изучением разделения на роды

syq4ked55x4Ученые занялись изучением разделения на роды

Аналитики и эксперты Казахстана ознакомились с результатами исследования и сделали вывод, что изучение этого вопроса требует продолжения, сообщает «Радиоточка».

Социологи провели 14 интервью и выяснили, что в современном казахстанском обществе существуют родовые общины, у некоторых из них даже есть официальная регистрация. В них назначают руководителей, которых, в зависимости от местности, называют «би», (президент) или «торага» (председатель). Общины создают различные фонды, занимаются сбором денег, строительством памятников. Однако их участники не очень охотно распространяются о деятельности клана, так как не желают огласки.

«Когда мы взялись за эту работу, основное желание наше было посмотреть на эту проблему с экспертной точки зрения, еще посмотреть на то, как именно это явление работает на практике. Потому что много спекуляции на эту тему, есть значительное превознесение темы «ру» (родов) в казахском сознании. И захотелось социологически описать это явление, чтобы понять, с чем мы конкретно имеем дело. Главная ценность в том, что мы опирались на мнения людей, которые непосредственно в этой теме увязаны, в частности, на руководителей родовых общин», – говорит президент центра социальных и политических исследований «Стратегия» Гульмира Илеуова.

Ученый-востоковед Дастан Кадыржанов убежден, что приверженность родовым отношениям играет важную социокультурную роль и требует тщательного изучения.

«Потому что это сейчас очень важно, и по этой теме действительно очень много вопросов, а ответов нет. И мы всегда знаем, что, как только внешняя среда Казахстаном недовольна, сразу появляются публикации, вот у них там жузовские, клановые традиции, намекая на то, что и национальное самосознание слабо, и разобщенность общества на высоком уровне. То есть, необходимо это делать», – добавил он.

Исследователи сравнили казахские родовые отношения с киргизскими, в которых представители родов, помимо всего, материально помогают своим нуждающимся сородичам, а в общинах существуют для этих целей специальные взносы. В Казахстане такую помощь не оказывают.
Эксперты уверены, что трайбализм проявляется у нас, в основном, в аулах. Руководитель исследования Гульмира Илеуова считает, что у истоков этого явления стояла казахская интеллигенция.

«Мы говорим о явлении, которое не имеет четких определений. На самом деле, трайбализм проявляется во многих вещах при наличии определенного конфликта или борьбы за что-то. Сами по себе проявления это и строительство мечетей, издания шежире, благотворительные акции какие-то. В политике этот фактор проявляется, когда начинается определенная форма борьбы. Те мифы о трайбализме, что якобы у нас сейчас старший жуз доминирует всегда, а средний – принижен, никакими цифровыми выкладками не подтверждаются», – добавил автор биографической энциклопедии «Кто есть кто в Казахстане» Данияр Ашимбаев.

Он выразил мнение, что большинство мифов о трайбализме возникли в 80-е годы. Ашимбаев, который широко изучил этот вопрос, уверен, что родовая борьба в политике появляется в нестабильных условиях.

Источник: NUR.KZ